Российские джазовые стандарты. Тема 4: «Песенка о хорошем настроении»

174 full reads
346 story viewsUnique page visitors
174 read the story to the endThat's 50% of the total page views
4 minutes — average reading time

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Российские джазовые стандарты. Тема 4: «Песенка о хорошем настроении»

Что такое джазовые стандарты? Это обширный набор музыкальных тем (мелодий), которые знает и может сыграть без долгой подготовки практически любой джазовый музыкант. Не будем путать стандарты с исполнением поп-музыкантами «каверов» на старые песни: кавер — это дословное воспроизведение, а стандарт — только повод для своей трактовки, как правило, с большой долей импровизации. У российских джазменов есть излюбленные российские песенные темы, которые они часто играют в джазовой стилистике. Этим российским джазовым стандартам и посвящена наша серия из 12 публикаций.

Ранее в серии: «Тёмная ночь» Никиты Богословского | «А снег идёт» Андрея Эшпая | «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского

«Песенка о хорошем настроении»

Музыка: Анатолий Лепин (Лиепиньш, 1907-1984), слова: Вадим Коростелёв

Композитор Анатолий Лепин (настоящее имя Анатолс Лиепиньш) и первая исполнительница песни, 19-летняя Людмила Гурченко, в стоп-кадре из фильма 1956 г.
Композитор Анатолий Лепин (настоящее имя Анатолс Лиепиньш) и первая исполнительница песни, 19-летняя Людмила Гурченко, в стоп-кадре из фильма 1956 г.
Композитор Анатолий Лепин (настоящее имя Анатолс Лиепиньш) и первая исполнительница песни, 19-летняя Людмила Гурченко, в стоп-кадре из фильма 1956 г.

Фильм, в котором впервые появилась эта песня — «Карнавальная ночь» (1956 г.) — стал культурным символом своей эпохи как первая советская музыкальная комедия периода «оттепели». Впервые за долгие годы джаз был представлен в этом фильме как положительная сила, как часть современной советской культуры, а не как продукт загнивания капиталистического Запада, как к нему предписывалось относиться в последние годы сталинской эры. Песни, которые написал для фильма латвийский композитор Анатолий Лиепиньш (в советском обиходе Лепин) были не совсем американским современным джазом середины 50-х, а скорее старомодной джазовой / свинговой эстрадой предыдущих десятилетий, но для советской публики даже это было глотком свежего воздуха: дебютный фильм Эльдара Рязанова, который в итоге стал одним из самых успешных советских режиссёров следующих четырёх десятилетий, в 1956 году продал почти 50 миллионов билетов в кино.

Еще одним нововведением стала технология записи, использованная в «Карнавальной ночи». Впервые в истории России сначала был записан аккомпанемент (его исполнил московский джазовый оркестр под руководством только что вышедшего из лагерей после почти восьмилетней отсидки трубача Эдди Рознера), а затем 19-летняя актриса Людмила Гурченко спела под слышную только ей и звукорежиссёру фонограмму оркестра в пустой студии, с наушниками на голове. Свидетели рассказывали, что почти весь персонал киностудии «Мосфильм» сбежался посмотреть из-за студийного стекла, как рождается это чудо современной техники. До этого в СССР звукозаписей с наложением звука не делали.

ДЖАЗОВЫЕ ВЕРСИИ

1977, ансамбль «Мелодия» п/у Георгия Гараняна

Между 1971 и 1991 «Мелодия» была штатным студийным коллективом одноименной Всесоюзной фирмы грампластинок. Ансамбль (в составах от квинтета / секстета до биг-бэнда) записал буквально сотни фонограмм, главным образом лёгкую эстраду и аккомпанемент вокалистам. Но среди этих подённых (хотя и весьма качественных) работ было несколько интересных джазовых записей, которые руководителям ансамбля — сначала альт-саксофонисту Георгию Гараняну и трубачу Владимиру Чижику, затем Гараняну и пианисту Борису Фрумкину — удавалось включать в репертуарный план коллектива и планировавшийся за месяцы, если не за годы, план выпуска пластинок ВФГ «Мелодия». В ансамбле играл целый ряд первоклассных джазовых солистов из числа лучших в России: так, в записи эстрадно-джазовой инструментальной версии «Песенки о хорошем настроении» 1977 г. солировали Константин Бахолдин на тромбоне и Алексей Зубов на сопрано-саксофоне, солисты из первого ряда звёзд тогдашней советской джазовой сцены.

В 2012 г. московский нео-свинговый состав «Стиляги бэнд» в московском джаз-клубе «Союз композиторов» сыграл собственную — соответственно, нео-свинговую — версию этой мелодии.

На своём сольном концерте в концертном зале Центрального Дома художника в 2017 г. джазовая певица Анна Бутурлина при участии народного артиста России пианиста Даниила Крамера представила собственную версию «Песенки о хорошем настроении».

В дни первой пандемической «самоизоляции» 2020 г. эстрадная звезда 1980-х Альберт Асадуллин записал в Санкт-Петербурге «Песенку о хорошем настроении», выдержанную в звучаниях традиционного джаза — хотя бы потому, что ему аккомпанировал сугубо традиционный джаз-бэнд саксофониста Олега Кувайцева.

Песенка до сих пор сохраняет популярность, как и фильм, в котором она появилась, поэтому её мелодию обожают давать исполнять своим ученикам преподаватели эстрадно-джазовых отделов детских музыкальных школ и детских школ искусств по всей России. Вот как сыграли эту тему юные саксофонисты санкт-петербургской Детской школы искусств Красносельского района в разгар пандемической самоизоляции 2020 года.

В 2020 г. телеканал «Россия Культура» показал концерт к 60-летию прославленного джазового пианиста, народного артиста РФ Даниила Крамера: там песенку Анатолия Лепина исполняли сразу три певицы — Армине Саркисян, Мариам Мерабова и Анна Бутурлина — и два пианиста: сам Крамер и проректор Российской Академии музыки им. Гнесиных по эстрадно-джазовому направлению Валерий Гроховский.

Самая экзотичная поп-джазовая версия в этой подборке была сыграна в январе 2021 г. в прямом эфире Первого канала непосредственно с Красной площади российской столицы: вокалистка и контрабасистка Ольга Ступина играла «Песенку о хорошем настроении» со своим джаз-ансамблем B-Band. Это было ещё до основных зимних холодов трудной пандемической зимы, но, понятно, играть музыку даже при температуре около нуля не слишком приятно (обратите внимание на выражение лица виолончелиста ансамбля).

В следующей серии (5 из 12): «Я спросил у ясеня» Микаэла Таривердиева

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!