Найти в Дзене
Джаз.Ру

Российские джазовые стандарты. Тема 4: «Песенка о хорошем настроении»

Оглавление

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Что такое джазовые стандарты? Это обширный набор музыкальных тем (мелодий), которые знает и может сыграть без долгой подготовки практически любой джазовый музыкант. Не будем путать стандарты с исполнением поп-музыкантами «каверов» на старые песни: кавер — это дословное воспроизведение, а стандарт — только повод для своей трактовки, как правило, с большой долей импровизации. У российских джазменов есть излюбленные российские песенные темы, которые они часто играют в джазовой стилистике. Этим российским джазовым стандартам и посвящена наша серия из 12 публикаций.

Ранее в серии: «Тёмная ночь» Никиты Богословского | «А снег идёт» Андрея Эшпая | «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского

«Песенка о хорошем настроении»

Музыка: Анатолий Лепин (Лиепиньш, 1907-1984), слова: Вадим Коростелёв

Композитор Анатолий Лепин (настоящее имя Анатолс Лиепиньш) и первая исполнительница песни, 19-летняя Людмила Гурченко, в стоп-кадре из фильма 1956 г.
Композитор Анатолий Лепин (настоящее имя Анатолс Лиепиньш) и первая исполнительница песни, 19-летняя Людмила Гурченко, в стоп-кадре из фильма 1956 г.

Фильм, в котором впервые появилась эта песня — «Карнавальная ночь» (1956 г.) — стал культурным символом своей эпохи как первая советская музыкальная комедия периода «оттепели». Впервые за долгие годы джаз был представлен в этом фильме как положительная сила, как часть современной советской культуры, а не как продукт загнивания капиталистического Запада, как к нему предписывалось относиться в последние годы сталинской эры. Песни, которые написал для фильма латвийский композитор Анатолий Лиепиньш (в советском обиходе Лепин) были не совсем американским современным джазом середины 50-х, а скорее старомодной джазовой / свинговой эстрадой предыдущих десятилетий, но для советской публики даже это было глотком свежего воздуха: дебютный фильм Эльдара Рязанова, который в итоге стал одним из самых успешных советских режиссёров следующих четырёх десятилетий, в 1956 году продал почти 50 миллионов билетов в кино.

Еще одним нововведением стала технология записи, использованная в «Карнавальной ночи». Впервые в истории России сначала был записан аккомпанемент (его исполнил московский джазовый оркестр под руководством только что вышедшего из лагерей после почти восьмилетней отсидки трубача Эдди Рознера), а затем 19-летняя актриса Людмила Гурченко спела под слышную только ей и звукорежиссёру фонограмму оркестра в пустой студии, с наушниками на голове. Свидетели рассказывали, что почти весь персонал киностудии «Мосфильм» сбежался посмотреть из-за студийного стекла, как рождается это чудо современной техники. До этого в СССР звукозаписей с наложением звука не делали.

ДЖАЗОВЫЕ ВЕРСИИ

1977, ансамбль «Мелодия» п/у Георгия Гараняна

Между 1971 и 1991 «Мелодия» была штатным студийным коллективом одноименной Всесоюзной фирмы грампластинок. Ансамбль (в составах от квинтета / секстета до биг-бэнда) записал буквально сотни фонограмм, главным образом лёгкую эстраду и аккомпанемент вокалистам. Но среди этих подённых (хотя и весьма качественных) работ было несколько интересных джазовых записей, которые руководителям ансамбля — сначала альт-саксофонисту Георгию Гараняну и трубачу Владимиру Чижику, затем Гараняну и пианисту Борису Фрумкину — удавалось включать в репертуарный план коллектива и планировавшийся за месяцы, если не за годы, план выпуска пластинок ВФГ «Мелодия». В ансамбле играл целый ряд первоклассных джазовых солистов из числа лучших в России: так, в записи эстрадно-джазовой инструментальной версии «Песенки о хорошем настроении» 1977 г. солировали Константин Бахолдин на тромбоне и Алексей Зубов на сопрано-саксофоне, солисты из первого ряда звёзд тогдашней советской джазовой сцены.

В 2012 г. московский нео-свинговый состав «Стиляги бэнд» в московском джаз-клубе «Союз композиторов» сыграл собственную — соответственно, нео-свинговую — версию этой мелодии.

На своём сольном концерте в концертном зале Центрального Дома художника в 2017 г. джазовая певица Анна Бутурлина при участии народного артиста России пианиста Даниила Крамера представила собственную версию «Песенки о хорошем настроении».

В дни первой пандемической «самоизоляции» 2020 г. эстрадная звезда 1980-х Альберт Асадуллин записал в Санкт-Петербурге «Песенку о хорошем настроении», выдержанную в звучаниях традиционного джаза — хотя бы потому, что ему аккомпанировал сугубо традиционный джаз-бэнд саксофониста Олега Кувайцева.

Песенка до сих пор сохраняет популярность, как и фильм, в котором она появилась, поэтому её мелодию обожают давать исполнять своим ученикам преподаватели эстрадно-джазовых отделов детских музыкальных школ и детских школ искусств по всей России. Вот как сыграли эту тему юные саксофонисты санкт-петербургской Детской школы искусств Красносельского района в разгар пандемической самоизоляции 2020 года.

В 2020 г. телеканал «Россия Культура» показал концерт к 60-летию прославленного джазового пианиста, народного артиста РФ Даниила Крамера: там песенку Анатолия Лепина исполняли сразу три певицы — Армине Саркисян, Мариам Мерабова и Анна Бутурлина — и два пианиста: сам Крамер и проректор Российской Академии музыки им. Гнесиных по эстрадно-джазовому направлению Валерий Гроховский.

Самая экзотичная поп-джазовая версия в этой подборке была сыграна в январе 2021 г. в прямом эфире Первого канала непосредственно с Красной площади российской столицы: вокалистка и контрабасистка Ольга Ступина играла «Песенку о хорошем настроении» со своим джаз-ансамблем B-Band. Это было ещё до основных зимних холодов трудной пандемической зимы, но, понятно, играть музыку даже при температуре около нуля не слишком приятно (обратите внимание на выражение лица виолончелиста ансамбля).

В следующей серии (5 из 12): «Я спросил у ясеня» Микаэла Таривердиева

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Полный разбор шедевра «Битлз». «Abbey Road» песня за песней
1969 год выдался для «Битлз» сложным. Многомесячные бдения над проектом «Get Back» с бесконечными репетициями, спорами и концертом на крыше так и не позволили создать альбом, который всех бы устроил. Отряхнувшись и придя в себя, «Битлз» взялись за новую пластинку. Без хитрых концепций, без попыток казаться кем-то другим. Как раньше. Когда Джон, Пол, Джордж и Ринго вернулись в студию EMI летом 1969 года, они и сами не знали, как всё пойдет. Они всё ещё не ладили. Их музыкальные интересы продолжали расходиться...
Советское оформление конверта альбома Yes «Time and a Word» - самое интересное
В 1970 году второй альбом группы Yes «Time and a Word» вышел в трех разных вариантах оформления обложки. Но тут в 1991 году вышел вариант от отечественного лейбла Russian Disc, и он переплюнул по красочности оформления всю западную фирму! Очень часто оформление конвертов одних и тех же альбомов музыкальных групп бывает разным. Например, в Европе выпустили диск с одним конвертом, а в Америке посчитали такое оформление неприемлемым, и сделали своё. Но обычно таких вариантов оформлений не бывает больше...
Свежак. Три понятных и мелодичных джазовых альбома 2024, где классическая сложность встречается с современной простотой
Сегодняшний день посвящаем новым джазовым релизам от не самых раскрученных исполнителей - тем они и интереснее. Все три альбома выполнены на стыке современной и классической стилистики. Так что тут можно кайфануть любителям и старого, и нового джаза. Чего я вам искренне желаю. Michiel Stekelenburg - Catharsis, 2024 Михил (ударение на второй слог) Стекеленбург - голландский автор, гитарист. Он на верхнем фото поста. Это его пятый альбом с 2011 года. Ему здесь помогают трое духовиков, пианист и драммер с басистом...
Документы, вакансии и контакты