Российские джазовые стандарты. Тема 7: «Колыбельная медведицы»

929 full reads
2k story viewsUnique page visitors
929 read the story to the endThat's 45% of the total page views
2 minutes — average reading time

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Российские джазовые стандарты. Тема 7: «Колыбельная медведицы»
Российские джазовые стандарты. Тема 7: «Колыбельная медведицы»

Ранее в серии: «Тёмная ночь» Никиты Богословского | «А снег идёт» Андрея Эшпая | «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского | «Песенка о хорошем настроении» Анатолия Лепина | «Я спросил у ясеня» Микаэла Таривердиева | «Подмосковные вечера» Василия Соловьёва-Седого

Что такое джазовые стандарты? Это обширный набор музыкальных тем (мелодий), которые знает и может сыграть без долгой подготовки практически любой джазовый музыкант. Не будем путать стандарты с исполнением поп-музыкантами «каверов» на старые песни: кавер — это дословное воспроизведение, а стандарт — только повод для своей трактовки, как правило, с большой долей импровизации (иногда даже очень большой!). У российских джазменов есть излюбленные российские песенные темы, которые они часто играют в джазовой стилистике. Этим российским джазовым стандартам и посвящена наша серия из 12 публикаций.

«Колыбельная медведицы»

Музыка: Евгений Крылатов (1934-2019), слова: Юрий Яковлев

Композитор Евгений Крылатов и первая исполнительница Аида Ведищева
Композитор Евгений Крылатов и первая исполнительница Аида Ведищева
Композитор Евгений Крылатов и первая исполнительница Аида Ведищева

Песня была написана для мультипликационного фильма «Умка», выпущенного в 1969 г. студией «Союзмультфильм». В фонограмме мультика её пела популярная певица тех лет Аида Ведищева (настоящее имя Ида Вайс, р. 1941).

Джазовые версии

В мире, скорее всего, шире всего известна версия 2007 года, записанная (под названием «Lullaby of Mommy Bear») для альбома, который выпустил на лейбле Sony Classical российский саксофонист Игорь Бутман. В России этот альбом продавался как «Весёлые истории», а во внешнем мире, где у этого словосочетания нет ассоциации с популярным детским киножурналом советских (и постсоветских) времён — как «Magic Land». К сожалению, в YouTube этой версии нет, а жаль: на фортепиано там играет сам Чик Кориа, на контрабасе — Джон Патитуччи, а на ударных — Джек ДеДжонетт. Но этот трек можно услышать на Яндекс Музыке (или, если уж на то пошло, на Spotify).

Игорь Бутман до сих пор исполняет эту тему на концертах, как, например, в этом примере — в дуэте с гитаристом Евгением Побожим.

Поскольку мультфильм про белого медвежонка Умку остаётся популярен и среди новых и новейших поколений детской аудитории в России, тему часто исполняют на детских джазовых конкурсах. Вот, например, вариант, который представила на конкурсе «Рояль в джазе» 2021 года 12-летняя Лиза Трофимова (между прочим, дочь популярного исполнителя так называемого «русского шансона»), которая выступала в ансамбле с вундеркиндом джазового фортепиано Алисой Рогулиной.

В 2013 году московская группа Vetok.net Jazz Quartet во главе с басистом Сергеем Кондратьевым построила свою версию нежной колыбельной на равномерном бите бразильской босса-новы, что придало мелодии совсем иной характер. Что ж, это лишний раз доказывает статус джазового стандарта: стандарт — не «кавер», собственный взгляд на музыкальный материал приветствуется, даже если он непривычен слушателю.

В следующем выпуске: «Пять минут» Анатолия Лепина

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!