Российские джазовые стандарты. Тема 8: «Пять минут»

224 full reads
422 story viewsUnique page visitors
224 read the story to the endThat's 53% of the total page views
2 minutes — average reading time

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Российские джазовые стандарты. Тема 8: «Пять минут»

Ранее в серии: «Тёмная ночь» Никиты Богословского | «А снег идёт» Андрея Эшпая | «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского | «Песенка о хорошем настроении» Анатолия Лепина | «Я спросил у ясеня» Микаэла Таривердиева | «Подмосковные вечера» Василия Соловьёва-Седого | «Колыбельная медведицы» Евгения Крылатова

Что такое джазовые стандарты? Это обширный набор музыкальных тем (мелодий), которые знает и может сыграть без долгой подготовки практически любой джазовый музыкант. Не будем путать стандарты с исполнением поп-музыкантами «каверов» на старые песни: кавер — это дословное воспроизведение, а стандарт — только повод для своей трактовки, как правило, с большой долей импровизации (иногда даже очень большой!). У российских джазменов есть излюбленные российские песенные темы, которые они часто играют в джазовой стилистике. Этим российским джазовым стандартам и посвящена наша серия из 12 публикаций.

«Пять минут»

Музыка: Анатолий Лепин (Лиепиньш, 1907-1984), слова: Вадим Коростелёв

Композитор Анатолий Лепин (настоящее имя Анатолс Лиепиньш) и первая исполнительница песни, 19-летняя Людмила Гурченко, в стоп-кадре из фильма 1956 г.
Композитор Анатолий Лепин (настоящее имя Анатолс Лиепиньш) и первая исполнительница песни, 19-летняя Людмила Гурченко, в стоп-кадре из фильма 1956 г.
Композитор Анатолий Лепин (настоящее имя Анатолс Лиепиньш) и первая исполнительница песни, 19-летняя Людмила Гурченко, в стоп-кадре из фильма 1956 г.

Мы уже говорили об одной теме из этого фильма — «Песенке о хорошем настроении». Фильм, в котором впервые появились эти две песни — «Карнавальная ночь» (1956 г.) — стал культурным символом своей эпохи как первая советская музыкальная комедия периода «оттепели». Впервые за долгие годы джаз был представлен в этом фильме как положительная сила, как часть современной советской культуры, а не как продукт загнивания капиталистического Запада, как к нему предписывалось относиться в последние годы сталинской эры. Песни, которые написал для фильма латвийский композитор Анатолий Лиепиньш (в советском обиходе Лепин), были не то чтобы современным джазом середины 50-х, а скорее старомодной джазовой / свинговой эстрадой предыдущих десятилетий, но для советской публики даже это было глотком свежего воздуха: дебютный фильм Эльдара Рязанова, который в итоге стал одним из самых успешных советских режиссёров следующих четырёх десятилетий, в 1956 году продал почти 50 миллионов билетов в кино. Все музыкальные номера в фильме исполнил джаз-оркестр Эдди Рознера — только его лидер не появлялся на экране: всего два года назад Эдди Игнатьевич «откинулся» из магаданских лагерей, отсидев восемь лет по политической 58-й статье, да и происхождения трубач был не вполне советского (родился в Берлине в семье польских евреев, бежал в СССР из Польши при наступлении гитлеровских войск в 1939-м), так что снимать его было «не рекомендовано». Вместо него на экране оркестром дирижировал актёр

Оригинальный фрагмент из фильма из-за ограничений правообладателя (концерта «Мосфильм») невозможно встроить на Дзен, но можно посмотреть на YouTube по этой ссылке... ну или посмотреть прямо в фильме в сервисе Яндекс Эфир:

ДЖАЗОВЫЕ ВЕРСИИ

2018. In Time Дмитрия Яковлева

Ансамбль In Time пианиста Дмитрия Яковлева в 2018 г. исполнил свою версию песни: её пела вокалистка Валентина Неугодникова.

В 2020 оригинальная версия песенки про пять минут украсила рождественский альбом «Christmas Wish», который выпустили на лейбле Butman Music саксофонист Илья Морозов и вокалистка Виктория Каунова.

«Пять минут» из дебютного фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956), ставшего символом культурного пробуждения страны в эпоху «оттепели», могли оказаться слишком музейным номером для молодого ансамбля — но не оказались: именно «Пять минут»-то стали, на мой взгляд, самым удачным, искренним и ярким треком всего альбома и по праву заняли первую позицию в новогоднем плейлисте редакции «Джаз.Ру», который мы опубликовали для подписчиков в соцсетях...
(
Кирилл Мошков на канале Джаз.Ру)

В записи участвовали: Виктория Каунова — вокал; Илья Морозов — сопрано- и альт-саксофон, флейта; Михаил Бручеев — труба; Виктор Потёмкин — тенор-саксофон; Владимир Нестеренко — фортепиано; Артём Баскаков — контрабас; Александр Кульков — ударные.

Фильм 1956 г. был приурочен к Новому году, встреча Нового года составляла основу сценария; отсюда и неизбежная привязка песенки про пять минут к новогодней символике — точнее, рождественской, которая в нашей стране, с 70-летним опытом подавления празднования Рождества Христова при советской власти и заменой этого праздника отмечанием Нового года, смешалась с новогодней до степени неразличения. Это видно в видеоряде той версии, которую для празднования нового 2021 года исполнило трио молодых московских музыкантов: вокалистка Алёна Долбик, контрабасист Олег Шарафетдинов и пианистка Ксения Ротаева, которая придумала авторскую аранжировку песенки.

Но самую, наверное, удивительную версию этой песенки исполнил... Луи Армстронг!

Да, вы всё прочитали правильно: Луи Армстронг действительно играл «Пять минут». Ну, как играл? В канун нового 1958 года великий джазмен посетил нью-йоркскую студию радиостанции «Свобода» — пропагандистский канал, который вещал на страны соцлагеря, в том числе и на СССР. Армстронгу написали на бумажке несколько слов по-русски, которые он добросовестно прочитал перед микрофоном (они слышны в самом начале трека), а затем сотрудники станции включили пластинку с записью песенки «Пять минут» в исполнении оркестра Эдди Рознера с вокалом Людмилы Гурченко, великий Сачмо взял в руки трубу и... наиграл джазовые вариации поверх звучащей пластинки. Заметно, что песню он слышал первый раз в жизни — и в результате слегка промахивался с формой своих вариаций в тех местах, где ожидал стандартного для американской популярной эстрады количества тактов, но натыкался на слегка «расширенную» форму куплета и припева в песне Лиепиньша-Лепина. Впервые эта уникальная запись была опубликована московским лейблом SoLyd Records как бонус-трек к альбому «The Liberty Of Jazz», о котором мы писали летом 2020 г.

В следующем выпуске: «Полюшко-поле» Льва Книппера

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!