Российские джазовые стандарты. Тема 9: «Полюшко-поле»

146 full reads
281 story viewUnique page visitors
146 read the story to the endThat's 52% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Российские джазовые стандарты. Тема 9: «Полюшко-поле»

Ранее в серии: «Тёмная ночь» Никиты Богословского | «А снег идёт» Андрея Эшпая | «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского | «Песенка о хорошем настроении» Анатолия Лепина | «Я спросил у ясеня» Микаэла Таривердиева | «Подмосковные вечера» Василия Соловьёва-Седого | «Колыбельная медведицы» Евгения Крылатова | «Пять минут» Анатолия Лепина

Что такое джазовые стандарты? Это обширный набор музыкальных тем (мелодий), которые знает и может сыграть без долгой подготовки практически любой джазовый музыкант. Не будем путать стандарты с исполнением поп-музыкантами «каверов» на старые песни: кавер — это дословное воспроизведение, а стандарт — только повод для своей трактовки, как правило, с большой долей импровизации (иногда даже очень большой!). У российских джазменов есть излюбленные российские песенные темы, которые они часто играют в джазовой стилистике. Этим российским джазовым стандартам и посвящена наша серия из 12 публикаций.

«Полюшко-поле»

Музыка: Лев Книппер (1898-1974), слова: Виктор Гусев

Композитор Лев Книппер (фото 1940) и певец Леонид Утёсов, руководитель Государственного джаз-оркестра РСФСР (кадр из фильма 1943 г.)
Композитор Лев Книппер (фото 1940) и певец Леонид Утёсов, руководитель Государственного джаз-оркестра РСФСР (кадр из фильма 1943 г.)
Композитор Лев Книппер (фото 1940) и певец Леонид Утёсов, руководитель Государственного джаз-оркестра РСФСР (кадр из фильма 1943 г.)

Исходную версию часто считали народной песней, но на самом деле её написал профессиональный композитор Лев Книппер, чья сестра, Ольга Чехова, была популярной немецкой актрисой: семья, в которой они родились, была немецко-русской. Книппер был плодовитым композитором симфонических произведений и автором песен; в 1949 году он был даже удостоен Сталинской премии за сюиту «Солдатские песни». Песню «Полюшко-поле», стилизованную под кавалерийский марш, он написал в 1933 году. В течение следующих пятидесяти лет её широко исполняли многочисленные фольклорные певцы, народные хоры, академические хоры, а также оперные и эстрадные певцы той эпохи, в первую очередь — эстрадный / джазовый вокалист Леонид Утёсов, который впервые записал её в 1937 году. Хотя Утёсова называли джазовым певцом, его версия песни отнюдь не джазовая: она исполнена в строгих традициях старых русских военных песен.

Джазовые версии:

Эта мелодия была широко известна на Западе ещё в начале 1940-х годов, когда Соединённые Штаты и Советский Союз были союзниками по антигитлеровской коалиции; великий Леопольд Стоковский, аранжировавший мелодию для хорового исполнения на Лондонской всемирной конференции молодёжи за мир в 1945 году, говорят, назвал «Meadowlands» (так песню называли по-английски: буквально это «Луга») «лучшей песней, написанной в 20 веке». В 1947 году певец и саксофонист Текс Бенеке записал песню со своим оркестром под названием «Луга (Русский патруль)», используя аранжировку, которую Джерри Грей написал в 1943 году для военного оркестра тромбониста Гленна Миллера. Сам Миллер, погибший в 1944-м, не успел записать эту аранжировку, но широко её исполнял.

Когда легендарный кларнетист эпохи свинга Бенни Гудман гастролировал по Советскому Союзу в 1962 году, его оркестр исполнял мелодию Книппера в несколько более современной аранжировке, хотя барабанщик Мэл Льюис свинговал даже яростнее, чем ударник Текса Бенеке (это конкретное выступление записал продюсер Джордж Авакян на концерте Гудмана в Москве):

Шведский пианист Ян Юханссон записал эту тему в 1967-м под названием «Stepp, min stepp» («Степь, о степь моя») для своего альбома «Jazz på ryska» («Джаз по-русски»). В трио играли также Георг Ридель на контрабасе и Эгил Юхансен на ударных. Эта версия была выдержана в манере современного джаза.

В 2010 г. российский пианист Иван Фармаковский записал мелодию Книппера для своего альбома «The Way Home» (Butman Music). В записи участвовали саксофонист Дмитрий Мосьпан, контрабасист Антон Ревнюк и американский барабанщик Дональд Эдвардс:

В 2019 санкт-петербургский саксофонист Алексей Попов сделал свою аранжировку темы «Полюшко-поле» как своего рода мэшап с темой Майлза Дэйвиса «Milestones» и исполнил со своим ансамблем при участии пианиста Николая Сизова:

Есть и другие джазовые версии этой песни — одной из самых популярных мелодий ХХ столетия. Их просто слишком много для краткого обзора!

В следующем выпуске: «Всё стало вокруг голубым и зелёным» Юрия Милютина

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!