Российско-американский проект «Vintskevich-Taylor & Ростань»: русская музыка и джаз

28 июня в Клубе Игоря Бутмана и 29 июня в Большом амфитеатре парка Зарядье выступит российско-американский проект «Vintskevich-Taylor & Ростань»: джазовый квартет, в составе которого — американские музыканты Джоэл Тейлор (Joel Taylor, ударные) и Кип Рид (Kip Reed, бас) и их российские партнёры — заслуженный артист России, пианист и композитор Леонид Винцкевич и его сын, саксофонист Николай Винцкевич, совместно с одним из ведущих фольклорных коллективов Курского края — фольклорным ансамблем «Ростань», руководит которым заслуженный работник культуры РФ Валентина Савенко.

Кип Рид, Леонид Винцкевич, Джоэл Тейлор, Николай Винцкевич
Кип Рид, Леонид Винцкевич, Джоэл Тейлор, Николай Винцкевич

Проект был создан в 2007 году, но эксперименты Леонида Винцкевича по органичному объединению богатства наследия фольклорной музыки России и музыкального языка джаза начались намного раньше. Когда его дуэт с эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу впервые посетил США и первым из советских джазовых ансамблей выступил на крупном американским джаз-фестивале в 1989 г., музыкальные критики родины джаза специально отмечали, что знание языка джаза и умение построить на этом языке стилистически точное высказывание сочеталось у советского дуэта с укоренённостью в музыкальных культурах их собственных народов. К тому моменту Винцкевич уже более 10 лет исполнял на советских джазовых фестивалях свои композиции, в которых стремился соединять язык джаза и русские интонации.

В 1999 году Винцкевич впервые представил в концертном зале им. Чайковского в Москве программу «Русский орнамент» с хором«Ростань», но только спустя 14 лет в Курске на фестивале «Джазовая провинция», который Леонид Владиславович продюсирует с 1997 г., состоялось представление совместного проекта квартета Винцкевича и Джоэла Тейлора с «Ростанью». И в том же 2013 г. на лейбле Butman Music Records вышел альбом проекта — «Russian Ornament».
ВИДЕО: Vintskevich-Taylor & Ростань» — «Ай, у зайки»
Леонид Винцкевич — ф-но, Николай Винцкевич — саксофон, Майк Миллер — гитара, Джоэл Тейлор — барабаны, Кип Рид — бас, фольклорный хор «Ростань» (Суджа Курской обл.)

В интервью «Джаз.Ру» в 2016 г. Леонид Винцкевич, в частности, рассказывал:

Говоря о джазе, я смотрю на него шире: не просто как на музыку, а как на повод пытаться быть свободным. Могу сказать, что все мои преставления о джазе серьёзно поменялись, когда мне пришлось много раз побывать в Америке. В чём они поменялись? В том, что это, как оказалось, не закостенелое искусство. Это искусство, в котором так или иначе невозможно сказать, что только ты единственный, удивительный, что только ты прав.
Например, в России все, кто пытались играть музыку с какими-то экспериментами, всегда были скованы сомнениями окружающих: имеет ли право это быть вообще. Самое интересное, что именно в Америке нам сказали — «будь самим собой». Послушав нас, они решили: это интересно, в этом есть влияние классики и этно-музыки. И о двух последних составляющих, «классика» и «этно-музыка», говорилось с пиететом, а не с пренебрежением. Могу сказать: нам подарили свободу, с которой до сих пор никто не знает, что делать… если говорить серьёзно. Это длительный процесс. И в джазе, о котором уже много раз пытались сказать, что история этого искусства закончилась, приходят новые таланты, и они заявляют, что это искусство живо.
Наверное, у джаза большое будущее и в нашей стране. И может быть, речь не только о музыке. В первую очередь подчеркну, что быть свободным — это та точка отсчёта, которую даёт джаз. И то, что сейчас в джазовой музыке происходит очень много синтетических экспериментов — это тоже время, это правильно, это нормально, это происходит, вообще витает в искусстве: джаз и сам по себе синтетический жанр...
Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Леонид Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

ВИДЕО: Vintskevich-Taylor «Russian Ornament» (фестиваль «Усадьба Джаз», 2013)