Саксофонист Джон Колтрейн. Десять главных работ. Концерт в «Вилледж Вангард», 1961

22 October

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

обложка альбома
обложка альбома

Посетив в октябре 1961 г. в Нью-Йорке клубный концерт квартета Джона Колтрейна (1926-1967), с которым выступал ещё и второй саксофонист — Эрик Долфи, джазовый критик Джон Тайнан разразился в журнале Down Beat бранью, утверждая, что услышанное им — это «ужасающая демонстрация растущей антиджазовой тенденции». И понятно, почему: Колтрейн всё смелее шёл вперёд, исследуя новые территории далеко за пределами привычного мэйнстрима. Солист — он или Долфи — мог импровизировать по полчаса, пока ритм-секция неистовствовала во всё более свободном ритме, а в гармонии, с точки зрения привыкшего к традиционным джазовым стилям слушателя, происходило что-то неясное — потому что вместо привычной аккордовой сетки гармония теперь представляла собой чаще всего «модальный» звукоряд на одном-двух аккордах. Накал дискуссий вокруг ансамбля был такой, что журнал даже предложил Колтрейну и Долфи ответить на критику, и Джон скромно сообщил, что «солисты исследуют все возможности, которые даёт им мелодия, и заканчивают свои соло, когда сочтут нужным».

Страница из Down Beat за апрель 1962, на которой редактор Дон ДеМайкл рассказывает предысторию ответов Колтрейна и Долфи джазовым критикам
Страница из Down Beat за апрель 1962, на которой редактор Дон ДеМайкл рассказывает предысторию ответов Колтрейна и Долфи джазовым критикам

В это время у лейбла impulse! сменилось руководство, и новый продюсер Боб Тиэл (Bob Thiele) был так заинтригован дискуссией вокруг самого высокооплачиваемого артиста его компании, что предложил Колтрейну зафиксировать новый ансамбль на пластинке в той самой обстановке спонтанного клубного музицирования, в которой развивался новый стиль его коллектива. У продюсера родилась идея записать ансамбль «живьём» именно там, где услышал его критик Тайнан: в легендарном нью-йоркском клубе Village Vanguard.

Собственно клуб  — это дверь у правого края кадра, откуда два крутых лестничных пролёта ведут в глубокий подвал. Сейчас marquee (навес над тротуаром с названием клуба) и дверь клуба ярко-красные, однако в начале 1961-х они были голубого цвета.
Собственно клуб — это дверь у правого края кадра, откуда два крутых лестничных пролёта ведут в глубокий подвал. Сейчас marquee (навес над тротуаром с названием клуба) и дверь клуба ярко-красные, однако в начале 1961-х они были голубого цвета.

Звукоинженер Руди Ван Гелдер в виде редкого исключения выбрался из своей знаменитой студии в Нью-Джерси, привёз в клуб оборудование для записи и установил его на обычном столике близ крошечной сцены клубного подвальчика на Седьмой авеню. Звук получился, как обычно в его записях, выпуклым и прозрачным.

В составе ансамбля Джона Колтрейна в этот момент происходил переход к той ритм-секций, которой предстояло пробыть с ним до 1965 года: басист Джимми Гэррисон всё чаще заменял Реджи Уоркмана. Пианист Маккой Тайнер и барабанщик Элвин Джонс уже достаточно давно работали с Колтрейном. Концертная запись в «Вилледж Вангард» стала первым альбомом, на котором великий саксофонист играл с окончательно сформировавшимся составом, вошедшим в историю джаза как «классический квартет Джона Колтрейна». На первой стороне альбома на контрабасе играл ещё Уоркман, а на второй появляется Гэррисон, который официально стал постоянным членом квартета Джона Колтрейна только через месяц после этой записи.

Альбом — это всего три трека: почти 14-минутный «Spiritual» с тревожащим соло Эрика Долфи на бас-кларнете, относительно короткий стандарт («всего» 6 минут) «Softly As In A Morning Sunrise», где Колтрейн играет на сопрано, и эпическая пьеса «Chasin' The Trane», продолжающаяся более 16 минут и вошедшая в историю как яркая манифестация погружения Колтрейна в новый джазовый язык — яростную свободную импровизацию на тенор-саксофоне, почти ничем не ограниченную. Именно в ней в составе квартета впервые играл Джимми Гэррисон.

Название пьесы обыгрывало музыкантское прозвище Джона, производное от его фамилии: Trane произносится в точности так же, как и Train (поезд), а значит, название предлагает «Погоню за Трейном», то есть погоню за поездом. Задача столь же изматывающая и захватывающая, как и сама пьеса. Тогда это называлось «новая вещь», New Thing,но впоследствии для радикального стиля 60-х устоялось название «фри-джаз» — «свободный джаз».
СЛУШАЕМ весь альбом: «Coltrane Live at the Village Vanguard» (Impulse! A-10, запись 2 и 3 ноября 1961)

Ранее в цикле:
5. «Африка/медь», 1961 | 4. «Мои любимые вещи», 1961 | 3. «Гигантские шаги», 1959 | 2. Единственный альбом на Blue Note | 1. Дебютный альбом 1957 года
Цикл создан редакцией журнала «Джаз.Ру» совместно с Музеем современного искусства «Гараж». Первоначально краткие тексты о десяти альбомах великого джазового саксофониста Джона Колтрейна были подписями к экспонатам на выставке, которая проходила в МСИ «Гараж» в сентябре 2016 и была приурочена к его 90-летнему юбилею. В том же году на основе этих текстов была создана серия подкастов «
Колтрейниана». К 94-летию со дня рождения Джона Колтрейна мы выпускаем эту серию в виде текстов с расширенными музыкальными иллюстрациями.

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!