Снова Дом-музей Луи Амстронга: сохранение легенды продолжается, впереди ещё больше работы!

7 May
Луи Армстронг и его жена Люсиль дома в Куинсе, 1960-е гг.
Луи Армстронг и его жена Люсиль дома в Куинсе, 1960-е гг.
Луи Армстронг и его жена Люсиль дома в Куинсе, 1960-е гг.

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Мы уже писали несколько недель назад о Доме-Музее Луи Армстронга. Пришла пора, в рамках нашего цикла об американских музеях джаза, рассказать о нём подробнее.

Трубач, вокалист, композитор и бэндлидер Луи Армстронг (Louis Armstrong) всю свою жизнь утверждал, что родился в день независимости Соединённых Штатов Америки 4 июля 1900 года. Только через многие годы после его смерти, лет 35 назад, американские исследователи нашли в нью-орлеанских архивах свидетельство о его крещении — и установили, что на самом деле самый знаменитый джазовый трубач и певец ХХ века родился 4 августа 1901 года и, следовательно, когда 6 июля 1971 он мирно умер во сне, ему было 69 лет и 11 месяцев. Значит, летом 2021 исполнится 120 лет со дня его рождения и 50 лет со дня ухода из жизни.

Последние десятилетия своей жизни Луи Армстронг прожил в небольшом доме в квартале Корона, расположенном в нью-йоркском районе Куинс. В 2003 г. там открылся Дом-музей Луи Армстронга (Louis Armstrong Home Museum), который одновременно имеет статус памятника истории города Нью-Йорк и национального памятника истории.

Люсиль Уилсон-Армстронг (1914-1983), четвёртая и последняя жена Луи, по завещанию оставила всё движимое и недвижимое имущество частному Образовательному фонду им. Луи Армстронга, который вскоре передал дом и участок Департаменту культуры города Нью-Йорка, а всё, что находилось в их с Армстронгом доме — прежде всего архивы Луи — Куинс-Колледжу, где архивы хранятся и сейчас. Благодаря финансированию Образовательного фонда им. Луи Армстронга все эти архивы доступны для исследователей со всего мира совершенно бесплатно, хотя и только по предварительной записи.

Дом-музей Луи Армстронга
Дом-музей Луи Армстронга
Дом-музей Луи Армстронга

Дом и участок по сей день находятся в городской собственности, а управляет Домом-музеем и ведёт в нём музейную и исследовательскую деятельность в соответствии с долговременной городской лицензией городской университет Нью-Йорка — Куинс-Колледж (Queens College), крупное учебное заведение с 20 тысячами студентов, кампус которого расположен в соседнем районе Флашинг. В здании университетской Библиотеки им. Бенджамина С. Розенталя во Флашинге хранится основная часть коллекций Дома-музея: в самом Доме расположена только выставочная экспозиция, включающая в том числе прижизненную обстановку дома великого музыканта, его личные вещи и небольшую часть его огромного архива. Остальное находится в восьми километрах от Короны, в Библиотеке им. Розенталя, в расположенных там офисе и хранилищах Дома-музея. Бесчисленные дневники-скрапбуки Армстронга, сотни часов его домашних аудиозаписей, исполинская переписка, рукописи, книги и пластинки были перевезены в хранилища библиотеки в 1991 г.

Библиотека им. Розенталя, внутри которой находятся фонды Дома-музея Луи Армстронга
Библиотека им. Розенталя, внутри которой находятся фонды Дома-музея Луи Армстронга
Библиотека им. Розенталя, внутри которой находятся фонды Дома-музея Луи Армстронга

Что до Дома-музея, то его сначала надо было восстановить. Дело в том, что в 1976 г. Люсиль нелегально (без согласования с городскими властями) надстроила третий этаж, а бесчисленные личные вещи мужа аккуратно складировала на чердаке. В 2002 г. началась перестройка исторического здания. Третий этаж был разобран, на место вернули старую крышу, переделанный уже после смерти Луи гараж со въездом с улицы перестроили в вестибюль для посетителей, а его «логово» — личную комнату и кабинет — восстановили ровно в том самом виде, в каком «логово» было в последние годы артиста: есть достаточно много фотографий интерьера, а вся обстановка и личные вещи хорошо сохранились на чердаке у Люсиль и затем в хранилищах Куинс-Колледжа.

Луи Армстронг в своём «логове», 1960-е
Луи Армстронг в своём «логове», 1960-е
Луи Армстронг в своём «логове», 1960-е

Как и у любого учреждения в США, у Дома-музея есть mission statement, Заявление о миссии — документ, кратко описывающий цели и задачи организации. В этом документе Дома-музея Луи Армстронга написано, что он создан для «поддержки и пропаганды культурного, исторического и гуманитарного наследия Луи Армстронга путём сохранения его дома и участка, сбора архивных материалов, которые документируют жизнь и наследие Армстронга, и организации доступа к ним, а также создания общественных программ, в том числе выставок, концертов, лекций и кинопоказов», в ходе чего Дом-музей «стремится просвещать и вдохновлять всех возрастов, любого происхождения и местожительства».

Группа исследователей изроссийского Центра исследования джаза побывала в офисе и хранилищах коллекций Дома-музея летом 2019, когда, по странному стечению обстоятельств, Дом-музей переживал непростой момент в своей истории — так же, как и Музей американского джаза в Канзас-Сити, где мы побывали за несколько дней до того, Дом-музей проходил этап смены директора. Прежний исполнительный директор не сработался ни с коллективом, ни с советом директоров. Список его расхождений с Заявлением о миссии довольно длинный, но больше всех коллектив возмутило указание директора убрать с веранды здания на чердак ростовую фигуру Луи Армстронга, с которой любили фотографироваться посетители.

2021: директор Дома-музея по исследовательской работе Рикки Рикарди возвращает фигуру Луи Армстронга на место (фото со страницы Рикки в соцсети Facebook)
2021: директор Дома-музея по исследовательской работе Рикки Рикарди возвращает фигуру Луи Армстронга на место (фото со страницы Рикки в соцсети Facebook)
2021: директор Дома-музея по исследовательской работе Рикки Рикарди возвращает фигуру Луи Армстронга на место (фото со страницы Рикки в соцсети Facebook)

Впрочем, не исполнительный директор определяет лицо Дома-музея как именно музея, исследовательского учреждения. Во главе всей архивной и музейной деятельности Дома-музея Луи Армстронга стоит директор по исследовательской работе и коллекциям Рикки Рикарди (Ricky Riccardi).

Встреча сотрудников российского Центра исследования джаза и Дома-музея Луи Армстронга: автор публикации — крайний слева, Рикки Рикарди — крайний справа.
Встреча сотрудников российского Центра исследования джаза и Дома-музея Луи Армстронга: автор публикации — крайний слева, Рикки Рикарди — крайний справа.
Встреча сотрудников российского Центра исследования джаза и Дома-музея Луи Армстронга: автор публикации — крайний слева, Рикки Рикарди — крайний справа.

Рикки Рикарди изучал историю джаза и методику исследования джаза в Университете Ратгерса (Ньюарк, Нью-Джерси) — том самом, где работает прославленный Институт джазовых исследований (Institute for Jazz Studies). Собственно, в Институте он и стажировался. В Доме-музей Луи Армстронга он пришёл работать в 2009 году, когда ему было 29. Сейчас Рикки 40, он написал и выпустил две книги о Луи Армстронге: в 2011 — «Какой удивительный мир. Магия поздних лет творчества Луи Армстронга», и в 2020 — «Сердце, полное ритма: Луи Армстронг в эпоху биг-бэндов», работает над третьей. Как нетрудно догадаться, она будет посвящена раннему этапу жизни Армстронга — до 1930-х. Он огромный знаток жизни и творчества Сатчмо, но главное — не менее огромный его фанат и пропагандист.

Рикки Рикарди показывает русским коллегам драгоценности из архива Армстронга: те самые ноты песни «Какой удивительный мир», которые Армстронг использовал для записи своего знаменитого последнего хита…
Рикки Рикарди показывает русским коллегам драгоценности из архива Армстронга: те самые ноты песни «Какой удивительный мир», которые Армстронг использовал для записи своего знаменитого последнего хита…
Рикки Рикарди показывает русским коллегам драгоценности из архива Армстронга: те самые ноты песни «Какой удивительный мир», которые Армстронг использовал для записи своего знаменитого последнего хита…
…фрагмент рукописи мемуаров Сатчмо…
…фрагмент рукописи мемуаров Сатчмо…
…фрагмент рукописи мемуаров Сатчмо…
…одну из бесчисленных коробок магнитной ленты, на которой Армстронг день за днём записывал свои звуковые впечатления — разговоры с женой, друзьями, фрагменты воспоминаний и просто отрывки музыки с пластинок и из радиоэфира, а на коробку наклеивал собственноручно сделанные коллажи из фотографий и рисунков…
…одну из бесчисленных коробок магнитной ленты, на которой Армстронг день за днём записывал свои звуковые впечатления — разговоры с женой, друзьями, фрагменты воспоминаний и просто отрывки музыки с пластинок и из радиоэфира, а на коробку наклеивал собственноручно сделанные коллажи из фотографий и рисунков…
…одну из бесчисленных коробок магнитной ленты, на которой Армстронг день за днём записывал свои звуковые впечатления — разговоры с женой, друзьями, фрагменты воспоминаний и просто отрывки музыки с пластинок и из радиоэфира, а на коробку наклеивал собственноручно сделанные коллажи из фотографий и рисунков…
…ноты «горячего» номера 1920-х «Struttin’ With Some Barbecue» с собственноручными пометками Армстронга…
…ноты «горячего» номера 1920-х «Struttin’ With Some Barbecue» с собственноручными пометками Армстронга…
…ноты «горячего» номера 1920-х «Struttin’ With Some Barbecue» с собственноручными пометками Армстронга…

Фонды архивов Луи Армстронга втиснуты в довольно небольшое пространство, для ориентации в котором сотрудники вывесили на углах стеллажей карту расположения разделов.

Указатель местонахождения фондов
Указатель местонахождения фондов
Указатель местонахождения фондов

Помните мундштук Луи Армстронга, подаренный Музею американского джаза в Нью-Орлеане? Ну так дома у него был ещё один мундштук.

Мундтшук Луи Армстронга
Мундтшук Луи Армстронга
Мундтшук Луи Армстронга

Да что там: на самом деле далеко не один мундштук!

Много мундштуков Луи Армстронга
Много мундштуков Луи Армстронга
Много мундштуков Луи Армстронга

И даже не одна труба!

Труба Луи Армстронга
Труба Луи Армстронга
Труба Луи Армстронга
Больше труб Луи Армстронга! БОЛЬШЕ!
Больше труб Луи Армстронга! БОЛЬШЕ!
Больше труб Луи Армстронга! БОЛЬШЕ!

Одну из этих труб, из 1930-х, нам даже дали подержать — но только в перчатках, чтобы не оставить на металле отпечатков рук: если такие отпечатки сразу же не стереть, они начинают воздействовать на верхний слой покрытия инструмента.

Рикки Рикарди и автор публикации
Рикки Рикарди и автор публикации
Рикки Рикарди и автор публикации

В офисе архива есть специальная фотозона для таких случаев. Мы не преминули воспользоваться, конечно.

Главный редактор «Джаз.Ру» с трубой Луи Армстронга (без мундштука). Я даже не делал вид, что умею её правильно держать. Я просто держал её с должным благоговением.
Главный редактор «Джаз.Ру» с трубой Луи Армстронга (без мундштука). Я даже не делал вид, что умею её правильно держать. Я просто держал её с должным благоговением.
Главный редактор «Джаз.Ру» с трубой Луи Армстронга (без мундштука). Я даже не делал вид, что умею её правильно держать. Я просто держал её с должным благоговением.

В 2021 году планировалось, что фонды и архивы переедут из библиотеки Куинс-колледжа в новый Культурный центр им. Луи Армстронга, который должен открыться буквально напротив Дома-музея, в том же квартале Корона. Но пандемия спутала все карты. В новом здании ещё вовсю идут строительные работы, и Рикки Рикарди осторожно обещает, что Центр Луи Армстронга откроется через год, в 2022-м. Пожелаем беззаветным энтузиастам джазовой истории большого успеха — и как можно менее трудного переезда и перевозки уникальных коллекций на новое место!

Ранее на нашем канале:

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!