Советский джаз на виниле. Молотков/Новиков/Христидис/Колесников «Лирическое настроение», 1978

8 January

Константин Волков
для «Джаз.Ру»

Валерий Колесников, Вячеслав Новиков, Владимир Молотков, Александр Христидис «Лирическое настроение. Джазовые композиции» (ВФГ «Мелодия», запись 1973 или 1977, выпуск 1978)

обложка альбома
обложка альбома

Теперь странно об этом думать, но партийно-идеологическое руководство в Киеве в позднюю советскую эпоху было намного более консервативным и подозрительным ко всем новым явлениям культуры, чем даже их начальство в Москве. Поэтому, в частности, до 1978 года на территории Украины не выходили джазовые альбомы. Этот был первым.

В сочинениях современных энтузиастов коллекционирования записей советского джаза эта пластинка, вышедшая на ВФГ «Мелодия», обычно приписывается трубачу Валерию Колесникову, вероятно — потому, что на обложке его имя стоит первым. Однако на альбоме он играет только в двух треках, завершающих вторую сторону диска — «Карусели» пианиста Вячеслава Новикова (здесь звучит флюгельгорн) и, единственный раз на трубе, в джазовой версии украинской народной песне «По садочку хожу», аранжировку которой сделал гитарист Владимир Молотков. Именно Молотков и был истинным инициатором записи и лидером на этом альбоме.

Владимир Молотков (1947-2005) пришел в джаз в начале 60-х. Дебютировав в Киеве в эстрадном оркестре Укрконцерта за несколько месяцев до своего 16-летия, он в следующие семь лет прошел все круги, какие могут выпасть на долю эстрадного гастрольно-концертного музыканта, и в 1969 г. попал в Тульский джаз-оркестр под управлением Анатолия Кролла, на тот момент — один из самых передовых и подготовленных джазовых оркестров в СССР. После того, как Кролл в 1971 возглавил в Москве бывший оркестр Эдди Рознера, Молотков вернулся в родной Киев и занялся музыкальной педагогикой. В 1977 (а по сведениям, который сообщил участник этой записи барабанщик Александр Христидис — ещё в 1973 году, после чего запись долго лежала на полке) Молоткову удалось записать на киевской студии фирмы «Мелодия» и в 1978, благодаря поддержке известного киевского джазового энтузиаста Владимира Симоненко, выпустить этот альбом, ставший первой джазовой пластинкой Украины.

Владимир Молотков (фото начала 1970-х гг.)
Владимир Молотков (фото начала 1970-х гг.)

Подробнее о жизни Владимира Молоткова и его работах в музыкальной педагогике

Сам гитарист не был доволен этой работой — записывалась она на скорую руку, в перерывах между чужими студийными сменами, да еще и без басиста, так что сначала пришлось записать ритм-секцию (сам Молотков играл на бас-гитаре), а затем он поверх базовой записи играл гитарные темы и соло, что, конечно, не пошло на пользу ансамблевой игре. Кроме того, музыканты вообще раньше не выступали таким составом — аспирант Киевской консерватории пианист Вячеслав Новиков (р. 1947, с 1989 г. живёт и работает в Финляндии) раньше играл с барабанщиком Александром Христидисом и иногда с Молотковым, который тоже регулярно работал с Христидисом, но постоянного состава у них не было.

Валерий Колесников (1970-е гг.)
Валерий Колесников (1970-е гг.)

Трубач Валерий Колесников (1945-2012) появился в жизни Молоткова ещё в 1969, когда они встретились в Донецке на первом на территории Украинской ССР джаз-фестивале «Донецк-100». Там же, на Донецком фестивале, они в 1971 г. впервые выступили вместе: в выступлении участвовал и Александр Христидис. Впоследствии они ещё несколько раз выступали на фестивалях в Днепропетровске и Донецке.

Подробнее о жизни Валерия Колесникова

На пластинке Колесников записался в двух треках из шести. В писаниях самодеятельных энтузиастов наших дней где-то вкралась опечатка, поэтому многие дискографии всерьёз указывают его в последнем треке исполнителем на тубе (на самом деле — на трубе: кто-то пропустил одну букву и не слушал при этом самого альбома, потому что спутать тембры трубы и тубы невозможно, это как скрипка и контрабас: ничего общего в звучании у них нет).

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!