Своим голосом. Анализируем альбом певицы Дайаны Кролл «The Girl In The Other Room»

17 September 2019
450 full reads
1,5 min.
558 story viewsUnique page visitors
450 read the story to the endThat's 81% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»
для Stereo & Video, 2004

Diana Krall
Diana Krall
Diana Krall

Diana Krall «The Girl In The Other Room»

Verve, 2004
Продолжительность звучания 55:38

Потребовались 11 лет в грамзаписи, миллионы проданных копий шести сольных альбомов, где канадская певица более или менее талантливо представляла усредн`нный образ «настоящей джазовой дивы», журнальные обложки с длинными оголёнными ногами и бесчисленные гладкие, общедоступные версии джазовых стандартов, чтобы, едва выйдя замуж (впервые в жизни) за британского рокера «новой волны» и одного из самых оригинальных сатириков рок-музыки Элвиса Костелло, на 40-м году жизни Дайана Кролл выпустила наконец альбом, в котором запела собственным голосом!

Diana Kroll, Elvis Costello
Diana Kroll, Elvis Costello
Diana Kroll, Elvis Costello

Помнится, обсуждая новость о её помолвке, я в 2003-м написал, что ехидные поп-рок-песенки мужа она запоёт вряд ли, а вот окончательно превратить в джазового певца Костелло, уже отметившегося сотрудничеством с нью-йоркскими забавниками из Jazz Passengers, вполне может. Получилось не вполне то, и уж совсем точно не другое: под влиянием мужа Кролл сбросила (пока не очень ясно, насколько надолго) маску длинноногой «пэвицы-вамп», без которой абсолютное большинство ее поклонников её просто не представляет (и за которую её, в общем-то, и ценит), и, не боясь ничего, запела собственные песни. Музыка на альбоме в основном её; слова либо её, либо мужа, либо написаны ими в соавторстве — плюс одна песня Костелло («Almost Blue»), один блюз Моуза Аллисона (с характерным зачином — открывающим альбом! — «Остановите этот мир, я здесь выйду!»), еще пара блюзов (причем один в обработке Бонни Райтт), песенка Джони Митчелл и... «Temptation» самого Тома Уэйтса! Честное слово, у рецензента не хватает восклицательных знаков, чтобы обозначить степень радикальности перемены, произошедшей с бывшей мега-дивой поп-джаза.

При этом Элвиса Костелло, как исполнителя, на альбоме нет — ни единой ноты, зато есть как привычные соратники Кролл (гитарист Энтони Уилсон, басист Джон Клэйтон и барабанщик Джефф Хэмилтон), так и блистательные звёзды, которые вносят новые тембровые и содержательные краски в обычно бедноватый аранжировочный мир Кролл — басист Крисчен Макбрайд (с фантастической каденцией дуэтом с Кролл в финале «Almost Blue») и сразу два супербарабанщика — ветеран Питер Эрскин и героиня следующего поколения Терри Линн Кэррингтон.

Откуда что взялось? Из голоса Кролл почти исчезло обычное равнодушие и деланная ленца, зато появились живые и временами даже эмоциональные интонации; её игра на рояле почти утратила привычную необязательность и даже (временами, правда) обрела некоторый драйв. Ну, а мастерство великого звукоинженера Ала Шмитта плюс продюсерство главы лейбла Verve Томми ЛиПумы, рядом с которым в строке «Produced by…» стоит и имя самой Дайаны, позволили отшлифовать новые и, честно говоря, после стольких лет поп-джаза совершенно неожиданные грани Кролл в весьма привлекательную, плотную и одновременно прозрачную звуковую картину. Побольше бы таких сюрпризов в этой жизни.