Своим голосом. Анализируем альбом певицы Дайаны Кролл «The Girl In The Other Room»

17 September 2019

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»
для Stereo & Video, 2004

Diana Krall
Diana Krall

Diana Krall «The Girl In The Other Room»

Verve, 2004
Продолжительность звучания 55:38

Потребовались 11 лет в грамзаписи, миллионы проданных копий шести сольных альбомов, где канадская певица более или менее талантливо представляла усредн`нный образ «настоящей джазовой дивы», журнальные обложки с длинными оголёнными ногами и бесчисленные гладкие, общедоступные версии джазовых стандартов, чтобы, едва выйдя замуж (впервые в жизни) за британского рокера «новой волны» и одного из самых оригинальных сатириков рок-музыки Элвиса Костелло, на 40-м году жизни Дайана Кролл выпустила наконец альбом, в котором запела собственным голосом!

Diana Kroll, Elvis Costello
Diana Kroll, Elvis Costello

Помнится, обсуждая новость о её помолвке, я в 2003-м написал, что ехидные поп-рок-песенки мужа она запоёт вряд ли, а вот окончательно превратить в джазового певца Костелло, уже отметившегося сотрудничеством с нью-йоркскими забавниками из Jazz Passengers, вполне может. Получилось не вполне то, и уж совсем точно не другое: под влиянием мужа Кролл сбросила (пока не очень ясно, насколько надолго) маску длинноногой «пэвицы-вамп», без которой абсолютное большинство ее поклонников её просто не представляет (и за которую её, в общем-то, и ценит), и, не боясь ничего, запела собственные песни. Музыка на альбоме в основном её; слова либо её, либо мужа, либо написаны ими в соавторстве — плюс одна песня Костелло («Almost Blue»), один блюз Моуза Аллисона (с характерным зачином — открывающим альбом! — «Остановите этот мир, я здесь выйду!»), еще пара блюзов (причем один в обработке Бонни Райтт), песенка Джони Митчелл и... «Temptation» самого Тома Уэйтса! Честное слово, у рецензента не хватает восклицательных знаков, чтобы обозначить степень радикальности перемены, произошедшей с бывшей мега-дивой поп-джаза.

При этом Элвиса Костелло, как исполнителя, на альбоме нет — ни единой ноты, зато есть как привычные соратники Кролл (гитарист Энтони Уилсон, басист Джон Клэйтон и барабанщик Джефф Хэмилтон), так и блистательные звёзды, которые вносят новые тембровые и содержательные краски в обычно бедноватый аранжировочный мир Кролл — басист Крисчен Макбрайд (с фантастической каденцией дуэтом с Кролл в финале «Almost Blue») и сразу два супербарабанщика — ветеран Питер Эрскин и героиня следующего поколения Терри Линн Кэррингтон.

Откуда что взялось? Из голоса Кролл почти исчезло обычное равнодушие и деланная ленца, зато появились живые и временами даже эмоциональные интонации; её игра на рояле почти утратила привычную необязательность и даже (временами, правда) обрела некоторый драйв. Ну, а мастерство великого звукоинженера Ала Шмитта плюс продюсерство главы лейбла Verve Томми ЛиПумы, рядом с которым в строке «Produced by…» стоит и имя самой Дайаны, позволили отшлифовать новые и, честно говоря, после стольких лет поп-джаза совершенно неожиданные грани Кролл в весьма привлекательную, плотную и одновременно прозрачную звуковую картину. Побольше бы таких сюрпризов в этой жизни.