Тромбонист Хуан Тизол, автор эллингтоновского «Каравана». Да, автор «Каравана»!

22 January

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

«Какая песня без баяна, какой концерт без «Каравана»?» Так гласит фольклор джазовых музыкантов.

22 января 2020 исполнилось 120 лет с того дня, как в городке Вега-Баха на острове Пуэрто-Рико родился Хуан Тисол Мартинес, который всему миру известен как Хуан Тизол (а правильно при этом «Тисол»: именно так Juan Tizol читается по-испански). Хуан Тизол 14 лет подряд был заметным, хотя даже не самым ярким музыкантом в легендарном джазовом оркестре Дюка Эллингтона, но ему суждено было написать мелодию, ставшую одной из двух-трёх самых известных джазовых тем в мире — «Caravan».

Хуан Тизол, май 1943. Фото: Gordon Parks (Library of Congress, Prints & Photographs Division, Farm Security Administration/Office of War Information Black-and-White Negatives)
Хуан Тизол, май 1943. Фото: Gordon Parks (Library of Congress, Prints & Photographs Division, Farm Security Administration/Office of War Information Black-and-White Negatives)

Тему «Каравана» знают даже те, кто больше совсем ничего не знают о джазе: можете проверить на своих знакомых! Хуан Тизол, мастер игры на вентильном тромбоне, сочинил эту музыкальную миниатюру как обращение к теме условной африканской или ближневосточной экзотики для оркестра Дюка Эллингтона в 1936 г. — 84 года назад. Ещё он написал «Pyramid» и «Perdido», вторая из них тоже стала популярным номером и «джазовым стандартом», но сравнить их известность со всемирной славой «Каравана», конечно, невозможно.

Первые годы жизни Хуана Тизола прошли на его родном острове Пуэрто-Рико. Сейчас это так называемое «свободно-ассоциированное государство», по факту зависимая территория США, а в год рождения музыканта этот остров всего два года как был захвачен североамериканцами в качестве колонии по результатам войны между США и Испанией. Музыке Хуан учился у своего дяди, Мануэля Тисола, который руководил оркестром в столице острова, Сан-Хуане. В детстве он начинал с обучения игре на скрипке, но затем выбрал именно вентильный тромбон (с неподвижной кулисой, но при этом с клапанами, как у трубы), потому что считалось, что на этой редкой разновидности инструмента можно достичь высоких уровней виртуозности. В возрасте 20 лет тромбонист переехал в США, поселился сначала в Вашингтоне, а затем оказался в Нью-Йорке, где уже тогда жило много пуэрториканцев, и вскоре прославился на весь мир как участник оркестра Дюка Эллингтона, у которого начал работать с 1929 г.

Участники оркестра Дюка Эллингтона: Хуан Тизол, кларнетист Барни Бигард, тенор-саксофонист Бен Уэбстер, альтист Отто «Тоби» Хардвик, корнетист Рекс Стюарт, баритон-саксофонист Харри Карни. Около 1938. Фото: Уильям Готтлиб (William P. Gottlieb/Ira and Leonore S. Gershwin Fund Collection, Music Division, Library of Congress)
Участники оркестра Дюка Эллингтона: Хуан Тизол, кларнетист Барни Бигард, тенор-саксофонист Бен Уэбстер, альтист Отто «Тоби» Хардвик, корнетист Рекс Стюарт, баритон-саксофонист Харри Карни. Около 1938. Фото: Уильям Готтлиб (William P. Gottlieb/Ira and Leonore S. Gershwin Fund Collection, Music Division, Library of Congress)

Эллингтон любил подписываться соавтором под произведениями своих оркестрантов, обеспечивая будущие потиражные авторские отчисления и им, и себе; а кроме того — он на самом деле внёс в первоначальное сочинение Тизола некоторые важные изменения. Поэтому мы привычно говорим «Караван Дюка Эллингтона», хотя автор мелодии — Хуан Тизол, и это всегда отражено на дисках с записями эллингтоновских составов. Слушаем первую запись 1936 г., сделанную одним из таких любопытных составов. Номинально, для отчётности фирмы грамзаписи перед налоговыми органами, это ансамбль из восьми музыкантов под руководством кларнетиста Барни БигардаBarney Bigard & His Jazzopaters. Но де-факто это малый состав оркестра Дюка Эллингтона, и сам Дюк присутствует за роялем, хотя не играет соло. Зато играют сильнейшие соло Хуан Тизол, сразу после того, как излагает тему, затем харáктерный и изобретательный трубач Кути Уильямс, обладатель роскошного звука баритон-саксофонист Харри Карни и сам лиричный и виртуозный кларнетист Барни Бигард.

Полным составом оркестра Дюка Эллингтона тема «Караван» была впервые записана в 1937 году — солисты те же, только звучат они в другом порядке и не импровизируют, а только проводят тему со своими индивидуальными вариациями: сначала Хуан Тизол с яркими, почти вокальными ответами харáктерной трубы Кути Уильямса, затем Барни Бигард на кларнете, на трубе с выразительнейшей сурдиной «уа-уа» тему играет Кути Уильямс, и после оркестрового бриджа кратко звучит баритон-саксофон Харри Карни и финальные ноты тромбона Хуана Тизола.

Вообще говоря, версий самой известной мелодии Тизола можно послушать невероятное множество, потому что только сам Эллингтон записывал эту пьесу не менее 350 раз, уж не говоря о тысячах версий других музыкантов. Но сегодня, в день 120-летия автора, мы ещё послушаем самую парадоксальную версию самого Дюка Эллингтона, с его наиболее провокационного, острого и революционного альбома «Money Jungle» (запись 1962). В этой записи 63-летний мастер играет в трио с ритм-секцией совершенно другого, бибопового поколения, музыкантами примерно на четверть века младше себя: это великий Сердитый Человек Джаза — контрабасист Чарльз Мингус — и столь же великий, но не столь сердитый Макс Роуч на барабанах.

К этому моменту Хуан Тизол уже не играл у Эллингтона, но в те 14 лет, что он непрерывно выступал в оркестре Дюка, тромбонист заработал весьма солидную репутацию. Он, правда, не был сильным импровизатором и, когда изредка всё же солировал, то играл по предварительно выписанным нотам — но он был весьма сильным оркестровым музыкантом, лучше всех в оркестре читал сложные нотные партии, играл с точнейшей артикуляцией и вообще считался едва ли не лучшим сайдменом в оркестре. В конце концов, в оркестре важны не только яркие солисты, но и такие крепкие профессионалы-сайдмены, как Хуан Тизол.

В 1944 Тизол покинул Дюка, потому что женился, жена по имени Роузбад жила в Лос-Анджелесе, а оркестр Дюка базировался в Нью-Йорке — на другом конце страны — и при этом много гастролировал. Хуан стал играть в оркестре белого трубача Гарри Джеймса, в эти годы жёсткой расовой сегрегации в джазовых оркестрах становилось уже меньше, да и цвет кожи пуэрториканского трубача был совсем светлым — у Дюка он был самым «не чёрным». В 1951-53 годах Тизол ещё раз немного поработал у Дюка Эллингтона, но эра биг-бэндов кончилась, и даже для Дюка эти годы были периодом полузабвения: дела шли не блестяще. В 1953 Хуан опять устроился к Гарри Джеймсу и окончательно поселился в Лос-Анджелесе. Но он и в третий раз возвращался к Дюку — в самом начале 1960-х, когда оркестр Эллингтона выступал уже в ранге возвратившейся к жизни легенды американской музыки. Однако силы были уже не те, и вскоре Тизол вышел на пенсию и снова уехал на Западный Берег. В 1982 умерла его жена, а 23 апреля 1984 в пригороде Лос-Анджелеса — Инглвуде, штат Калифорния — в возрасте 84 лет ушёл из жизни и сам Хуан Тизол.
СЛУШАЕМ пьесу Хуана Тизола «Perdido» в исполнении оркестра Дюка Эллингтона, 1941

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!