В США выпущены ранее не публиковавшиеся записи великого джазового гитариста Гранта Грина (1931-1979)

15.06.2018

На «Джаз.Ру» снова, после полугодового перерыва, выходит Джазовый Подкаст, который регулярно представляет в формате небольшой сетевой радиопередачи музыку джаза и смежных жанров с комментариями ведущих авторов «Джаз.Ру» с января 2006 г.

В сегодняшнем, 743 выпуске подкаста «Слушать Здесь» мы снова обращаемся к Ежемесячному списку рекомендованных записей Europe Jazz Media Сhart. Это не «хит-парад», он не связан с цифрами продаж: это список новых (и даже не обязательно совсем новых) альбомов, которые показались пишущим о джазе участникам круга европейских джазовых изданий, Европейских джаз медиа, самыми интересными в предыдущем месяце. Представители 12 европейских джазовых средств массовой информации ежемесячно составляют список, представляя по одному альбому от каждого издания. Проект начался более пяти лет назад, в октябре 2012. Июньский выпуск 2018 — это 69-й выпуск чарта. Чарт публикуют все европейские джазовые издания, в том числе и российский журнал «Джаз.Ру».

Grant Greet (Antibes Jazz Festival, 1970; photo © Jean-Pierre Leloir)
Grant Greet (Antibes Jazz Festival, 1970; photo © Jean-Pierre Leloir)

И вот тут мы подходим к интересному. В этом месяце наступил тот редкий случай, когда наше издание рекомендовало не российский, а американский джазовый альбом. Это запись гитариста Гранта Грина «Funk in France: From Paris to Antibes (1969-1970)», которая вышла на лос-анджелесском лейбле Resonance Records.

Нет, мы не всегда «протаскиваем своих» в европейский джазовый чарт: только если они выпускают что-то очень хорошее. Вот и в этот раз новый — точнее, никогда ранее не публиковавшийся — гитарист Грант Грин с концертными записями 1969-70 гг. победил желание редакции «Джаз.Ру» как можно чаще «протаскивать своих». Уж очень альбом получился классный. Это очередной плод трудов продюсера Зева Фелдмана, специалиста по отысканию и изданию забытых и полузабытых шедевров золотого века джаза: двухдисковое издание трёх выступлений Гранта Грина во Франции в 1969 и 1970 годах.

Продюсер Resonance Records Зев Фелдман на российском стенде выставки Jazzahead!, Бремен, Германия, апрель 2017 (фото © Кирилл Мошков)
Продюсер Resonance Records Зев Фелдман на российском стенде выставки Jazzahead!, Бремен, Германия, апрель 2017 (фото © Кирилл Мошков)

К альбому приложил руку и крупнейший специалист по историческим переизданиям, продюсер Майкл Кускуна.

Значительная часть альбома, а точнее почти весь первый диск из двух, кроме его последнего трека, занимает запись, сделанная в парижском Радиодоме по инициативе французского управления теле-и радиовещания 26 октября 1969 г. Конец первого диска и весь диск два занимает запись выступлений Гранта Грина с другим составом на джаз-фестивале в Антибе, на юге Франции, летом 1970 года.

Грант Грин прожил недолгую жизнь, всего 43 года. Родом из Сент-Луиса, он играл на гитаре с детских лет. Всё началось с бытовой, развлекательной афроамериканской музыки. В конце 40-х, когда родившийся в 1931 году Грин выходил на местную сцену, это был буги-вуги; потом пришло время рок-н-ролла, но, как говорил гитарист в интервью журналу DownBeat в 1962 году, «всё это, как ни крути, разновидности блюза». От корней, от блюзовой почвы питалось гитарное искусство Гранта Грина, который оставался никому не известным музыкантом до 1960-го, когда, в возрасте 29 лет, он приехал в Нью-Йорк и саксофонист Лу Доналдсон познакомил его с главой легендарной фирмы грамзаписи Blue NoteАлфредом Лайоном. К середине 60-х Грант Грин стал одним из лучших мастеров гитарного джаза. Впрочем, его подход к игре на электрогитаре показывал, что слушал он, скорее всего, больше саксофонистов, чем гитаристов: импровизации Грина — мелодические, одноголосые, а не аккордовые, и при этом в них ясно слышно, откуда он пришёл: из блюза.

Grant Green, 1962 (photo © Francis Wolff)
Grant Green, 1962 (photo © Francis Wolff)

В парижскую радиостудию Грант Грин пришёл как бы обновлённым. Вторая половина 60-х была трудным временем для джаза, те музыканты, кто не принял вызов времени и не пошёл навстречу более молодой аудитории в сторону джаз-рока и фанка, испытывали значительные трудности. Джазовый мэйнстрим внезапно стал из развлекательной музыки для масс респектабельным искусством для немногих, и не всё встретили этот вызов во всеоружии. Вот и Грин испытал множество личных проблем, в том числе связанных с разными нехорошими зависимостями, и только к 1969 году вернулся на сцену — обновлённым, полным сил, с новым ансамблем, который играл смачный, приземлённый, корневой соул-джаз,в котором читались элементы нарождающегося нового стиля — фанка.

Запись в парижском радиодоме как раз фиксирует этот момент в короткой жизни Гранта Грина, которой предстояло оборваться менее чем через 10 лет, в январе 1979 г. И, в отличие от записей 70-х, в которых слышна усталость и сказывается пошатнувшееся здоровье, эта работа буквально брызжет энергией, возможно, благодаря участию нового состава его трио. На контрабасе здесь Лэрри Ридли, который был на шесть лет младше гитариста, а вот за ударными инструментами — опытный барабанщик Дон Ламонд, которому в тот год было уже 48. Ламонд прошёл школу игры в легендарном биг-бэнде Вуди Хермана и пользовался устойчивым спросом как сессионный барабанщик в самых разных стилях, от традиционного нью-орлеанского джаза до суперсовременного третьего течения, а в течение 60-х гг. был постоянным участником ансамбля пианиста Джорджа Уэйна, продюсера Ньюпортского джаз-фестиваля.

ВИДЕО: полная съёмка выступления Grant Green Trio в Доме Радио в Париже 26.10.1969 Видео представлено с глуховатым и тихим звуком: невосстановленным, неотмастерённым . Для релиза на Resonance Records было проведено полное восстановление и мастеринг фонограммы, и на диске (как и в цифровом релизе альбома) она звучит превосходно. Зато эта видеосъёмка — одна из немногих сохранившихся концертных съёмок Грина.

Эта запись и съёмка были сделаны во время первого европейского турне Гранта Грина, в котором он участвовал в ансамбле с двумя другими мастерами джазовой гитары: Кенни Бёрреллом и Барни Кесселом. Ридли и Ламонд были их общей ритм-секцией. Но они не отказывались играть и как трио Гранта Грина, причём не только традиционный джазовый репертуар, как пьеса саксофониста Сонни Роллинза «Oleo», с которой мы начали знакомство с этим альбомом (СЛУШАТЬ ПОДКАСТ НА «ДЖАЗ.РУ»). Они играли с ним фанк. Ну, ранний фанк — то, с чего начиналась эта стилистика в конце 60-х. В завершение сегодняшнего выпуска послушаем как раз номер, который попал в репертуар Гранта Грина прямо с записей первопроходца раннего фанка певца и шоумена Джеймса Брауна. Пьеса называется в характерном стиле Брауна: «Мне не надо ничего давать, открой дверь, я сам возьму»: «I Don't Want Nobody to Give Me Nothing (Open Up the Door I'll Get It Myself)». СЛУШАТЬ ПОДКАСТ С ТРЕКАМИ НОВОГО АЛЬБОМА НА «ДЖАЗ.РУ»

АЛЬБОМ НА САЙТЕ ЛЕЙБЛА | ЦИФРОВОЙ РЕЛИЗ АЛЬБОМА НА BANDCAMP

БОНУС для читателей Дзена:

Любимый трек Гранта Грина от автора подкаста! Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков представляет джазовую интерпретацию мелодии Джона Леннона и Пола Маккартни «I Want To Hold Your Hand» с одноимённого альбома Грина 1964 г. На ударных Элвин Джонс, на электрооргане Ларри Янг, на тенор-саксофоне Хэнк Мобли. Интереснейшая работа: Грин и Янг полностью регармонизировали немудрящие аккорды битловской песенки, придав мелодии совершенно другое настроение (возможно, не такое праздничное, как у юных ливерпудлийцев, но более многоплановое, создающее впечатление умудрённой зрелости), а Элвин Джонс, специалист по многослойной полиритмии, подложил под эти аккорды упругий бит бразильской босса-новы, создав во внешне спокойном, сдержанном исполнении ритмической основы пьесы целую ритмическую драму!