Вокалистка Татьяна Комова: юбилей!

«Джаз.Ру» 17 февраля 2019 поздравляет с юбилеем одну из самых необычных, многогранных и ярких российских импровизирующих вокалисток. Опасаемся в этом случае сказать «джазовых» : Татьяна Комова, конечно, поёт и джазовый репертуар в том числе, но её стилистический диапазон намного шире. Она — специалист по инструментальному пению с обширным опытом исполнительницы цыганской песни, получившая звание заслуженной артистки России за выступления в легендарном дуэте «Ромэн», а с 1998 года — солистка московского трио «Второе Приближение».

Татьяна Комова
Татьяна Комова

Что такое «инструментальное пение»? Это когда человеческий голос работает как ещё один инструмент в ансамбле, поёт (и импровизирует!) без слов, одной интонацией. На российской сцене именно участники трио «Второе Приближение» сделали использование инструментального вокала своим фирменным знаком, и отвечает за этот инструмент как раз Татьяна Комова.
ВИДЕО: трио «Второе Приближение» (пианист Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин) исполняет пьесу Разина «Сны Густава Климта». Московский Дом композиторов, ноябрь 2010.

При этом Татьяна исполняет и вполне традиционный репертуар, и даже далеко не только джазовый: она великолепно поёт русские романсы (и зачастую с тем же Андреем Разиным за роялем!) и ностальгические песни эпохи «советского джаза».
ВИДЕО: Татьяна Комова поет песню первопроходца советского джаза Александра Варламова «Уходит вечер» (1938) в сопровождении диксиленда Владимира Лебедева.
Соло: Владимир Лебедев (тромбон), Игорь Тертычный (кларнет), за роялем Андрей Разин. Клуб «Союз композиторов», 2014

Но на мировой сцене Комова известна именно как солистка «Второго Приближения». На фестивалях за пределами России они выступают под англоязычным названием The Second Approach Trio. Ансамбль тяготеет не столько к свободному музицированию, сколько к тому, что называют «компровизацией», т.е. синтезом композиции и импровизации. За 20 лет работы трио выступало на фестивальных и клубных сценах множества стран: России, Литвы, США, Польши, Германии, Финляндии, Болгарии, Украины, Венгрии, Австрии, Норвегии, Израиля, Китая.

После выступления на крупнейшем фестивале нового джаза в Шэньчжэне, Китайская Народная Республика: Игорь Иванушкин, Татьяна Комова, Андрей Разин. Гонконг, 2015
После выступления на крупнейшем фестивале нового джаза в Шэньчжэне, Китайская Народная Республика: Игорь Иванушкин, Татьяна Комова, Андрей Разин. Гонконг, 2015

Дискография «Второго приближения» включает 12 альбомов. Первый, «Pierrot», вышел ещё в прошлом веке. Большая часть записей выходила на российских независимых фирмах грамзаписи, один диск — в Германии, а в 2010 году началось сотрудничество с известным британским лейблом Leo Records. В том же году альбом «Event Space» получил многочисленные высокие оценки, попал в почётный список альбомов года издания All About Jazz New York. В последующие годы успешными оказались и другие релизы ансамбля на Leo Records — «Pandora’s Pitcher» и «Beeswing».

Особая судьба выпала программе, посвященной памяти пианиста и композитора Дейва Брубека. Маэстро после встречи с музыкантами на фестивале в американском Рочестере (2009) проявил к трио Андрея Разина исключительный интерес. В результате в 2015 году у «Второго Приближения» вышел на лейбле ArtBeat Music альбом «A Day For Dave» с необычными, глубоко интерпретированными Андреем Разиным композициями Брубека.
ВИДЕО: «Второе Приближение» — «A La Rondo», 2016 (парафраз пьесы Брубека «Blue Rondo A La Turk»)
съёмка Taberculat, запись звука Алексей Белов 

Самый новый альбом трио — совместная работа с легендой советского джаза саксофонистом Алексеем Козловым. В 2008 году Козлов предложил Андрею Разину и его трио создать спектакль «Юмор абсурда», основанный на стихах Николая Заболоцкого и Николая Олейникова, входивших или имевших отношение к «обэриутам» — содружеству поэтов ОБЭРИУ (1927 — начало 1930-х). Алексей Козлов и «Второе Приближение» — разные поколения, разные мировоззрения, человеческое и музыкальное пограничье, в котором использована музыка классиков джазового авангарда, Алексея Козлова, композиции Андрея Разина. В декабре 2018 альбом «Обэриуты» был отмечен сообществом европейских джазовых изданий в их ежемесячном списке рекомендованных альбомов Europe Jazz Media Chart.
СЛУШАЕМ: Алексей Козлов и Татьяна Комова интерпретируют стихотворение Николая Олейникова «Любовь» (1927).

Поздравляем с замечательным юбилеем, Татьяна!

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!