Что делать в церкви молодым?

15.05.2018

Сейчас в христианской среде существует такое мнение, что движущей силой общины должна быть молодёжь - креативные, активные, свободные от множества обязательств, которые есть у взрослого. Жизнь церкви стараются подстроить под мировоззрение молодёжи (современные мелодии, спортивный стиль спикеров, упрощённая тематика выступлений, которую может понять даже школьник). Уже и на кафедре выступают люди, которым нет и двадцати, и это вызывает недоумение у того, кто читает Писание, Предание и другие христианские источники и видит, что такого не было в ранней церкви.

Конечно, новые идеи нужны, но нужно ли ради этого отходить от здравых консервативных библейских принципов?

Главным мифом, который подпитывает "молодёжный" крен является Тимофей Ефесский, ближайший помощник апостола Павла. В частности, приводят в пример следующие слова.

"Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте."
(1-е Послание к Тимофею 4:12)

Однако, давайте разберёмся сколько лет было юному Тимофею.

Во-первых, обращён в христианство он был в возрасте 31-32 лет, а первое Послание к Тимофею написано через 13-16 лет после этого, когда ему было по крайней мере 44 года. Просто надо понимать, что Павел был старше Тимофея на 7 или даже на 12 лет (то есть, он уже разменял пятый десяток), поэтому и считал его молодым по сравнению с собой. Да и то, что люди считали молодым 44-летнего говорит о том, что в руководстве общины люди были старше, видимо, как апостол Павел.

Во-вторых, очевидно, что Тимофей не был поставлен на служение сразу после обращения, апостол Павел учит, что епископ не должен быть из новообращённых (1Тим.3:6), также и дьякон, соответственно служение Тимофея на церковных должностях должно было начаться никак не раньше 35, а то и 40 лет

Какие уж там подростки или студенты, Тимофей уже был взрослым мужчиной, способным брать ответственность и принимать серьёзные решения. Тем более, в I веке люди взрослели раньше, да и жили меньше, в 20 лет уже были женаты и имели несколько детей.

Кстати, на возраст принятия служения намекает и то, что дьякон должен быть "муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим" (1 Тим.3:12). Если даже такой мужчина женился в 16, то понять  о послушании детей можно не раньше возраста 10-12 лет, кстати, на это намекает слово τέκνον (гр.тЭкнон), которое употребляется к более взрослым в отличие от νηπιος (гр.нЭпиос), которое употребляется по отношению к младенцам (например, в 1 Кор.13:11). То есть, возраст дьякона не менее 25-30 лет, а епископом становился опытный и "учительный" дьякон (то есть, лет в 35-40).

Церковь должна быть учима и направляема взрослыми мужчинами, имеющими большой жизненный и духовный опыт и доброе свидетельство от внешних. Иначе есть большая вероятность подпасть под влияние молодых, зачастую ведомых эмоциями и страстями и не имеющих глубоких убеждений.

И справедливы будут слова пророка Исаии:

Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.
И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый — ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.
Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею. А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.
Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его. Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.
Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.
Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним.
Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.
(Книга пророка Исаии 3:1-12)

Вот признаки разрухи и духовного падения - Господь отнимает верное руководство и у руля встают "отроки и дети". В этом перевёрнутом мире процветает неуважение к возрасту и положению в обществе, угнетение (яркие признаки поведения плохих подростков) слабых, люди начинают в панике искать руководство и выбирают по нелепым основаниям ("у тебя есть одежда"), но никто не хочет брать ответственность, потому что процветает инфантилизм.

А самая главная проблема состоит в том, что люди словами и делами идут против Господа, не обращают внимания на Его истины, и даже хвалятся своим невежеством и своими грехами. Под конец данного текста происходит ещё один переворот Божьего порядка - теперь господствуют женщины, а дети являются угнетателями. Вот к чему приводят изначальные ошибочные представления о Божьей истине, вот к чему приводят заблуждения и ошибки неправедных вождей.

Конечно, мы можем восхищаться удивительными достижениями детей, подростков и молодых людей.

Например, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков стали Героями Советского Союза в юном возрасте.

Среди христианских мучеников тоже есть немало детей, не достигших и 16 лет. Но это не означает, что теперь молодёжь надо ставить на служение и давать кафедру. Да и вообще единственное молодёжное служение, описанное в Библии, выглядело так:

И молодые, встав, приготовили его к погребению, и, вынося, похоронили.
(Деяния 5:6, перевод епископа Кассиана)

Речь идёт об Анании, а потом и Сапфиры, которые умерли, скрыв часть доходов от продажи имущества. Молодёжь в данном случае занималась похоронами (можно ещё вспомнить юношу Савла - будущего апостола Павла, который стерёг одежды, пока взрослые убивали Стефана).

Впрочем, я думаю, есть и более весёлые возможности послужить Господу и Церкви, например, участие в церковном хоре, помощь там, где нужна физическая сила и творческий потенциал. Что касается миссионерской деятельности, здесь стоит ограничить участие молодёжи, чтобы церковь строилась на взрослых, крепких в вере людях, которые проповедуют Евангелие, чтобы люди крестились домами (как это было в случае с темничным стражем, например). То есть, у общины должно быть крепкое основание - епископы и дьяконы, соответствующие стандартам пастырских посланий, умеющие управлять своими домами, имеющие твёрдые основания своей веры, взрослые и опытные.

Пример Господа

Да что уж и говорить ещё, разве что Сам Господь начал своё служение «лет тридцати» (Лк.3:23).

Кстати, вы никогда не задумывались почему?

А всё дело в том, что до этого возраста мужчину просто не воспринимали как того, кто имеет право учить публично, потому что ему ещё самому надо было учиться. А до этого возраста главной задачей молодого человека было слушаться родителей, изучать Писание и вообще заниматься общественно полезной деятельностью и не претендовать на духовную сферу, что Иисус и делал.

И Он ушел с ними и пришел в Назарет, и был в повиновении у них, и Матерь Его хранила всё это в сердце Своем. А Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и любви у Бога и людей.
(Евангелие от Луки 2:51-52, перевод епископа Кассиана)

Вот здесь задачи молодого человека прямо указаны - повиновение родителям, преуспевание в премудрости, физическое развитие, укрепление в отношениях с Богом и с людьми. Всему своё время, не нужно принимать бремя, которое тебе не предназначено, а если есть дар дьяконства или епископства, то время и Бог покажет, насколько это желание будет стабильным после десятка лет семейной жизни. И если и там оно будет сильно, то стоит его развивать и далее.

Итак, главными служителями в христианской общине должны быть взрослые, состоявшиеся, ответственные и крепкие в вере мужчины, имеющие хорошую репутацию внутри общины и за её пределами. А у молодёжи есть вполне определённые задачи, которые легко увидеть, смотря на пример Господа, и это не учительство, не руководство, не миссионерские поездки в другие регионы, а подчинение родителям и помощь ближним в своём доме, в своём городе, в своей общине.

Даруй нам всем, Господи, понимать свои роли и исполнять Твою волю!

Автор: Марат Загидуллин

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).