Духовное и душевное. Часть 3

В завершающей части (первая часть здесь) по удивительному тексту из начала 12-й главы Послания к Римлянам Святого Апостола Павла мы поговорим о нашем образе мыслей. К сожалению, многие не уделяют должного внимания тому, на чём основана их вера. Древнегреческий мыслитель Софокл сказал:

“Как страшен может быть разум, если он не служит человеку”,

наши мысли, не имея никакого ограничения могут увести нас так далеко, что потом невозможно будет вернуться. Мы уже размышляли во второй части о том, что главный инструмент в познании воли Божьей - это разумное служение, основанное на решении отдать Богу свою жизнь в жертву, сегодня мы посмотрим, как Павел развивает эту мысль. Но сначала ещё раз прочитаем весь текст:

Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
(Послание к Римлянам 12:1-5)

В третьем стихе Павел обращается ко всем читателям его послания (“всякому из вас говорю”), а, значит, и к каждому из нас. Здесь употребляется несколько однокоренных слов от глагола φρονέω (гр.фронЭо), который, в свою очередь происходит от слова φρήν (гр.фрЭн), которое обозначает как ум, так и сердце, это не чистый интеллект, скорее “образ мышления” или даже “личность” человека.

Не мудрствуй лукаво

И первое повеление - “не думайте о себе более, чем должно думать”, буквально “не мысли сверх должного”. Ни для кого не секрет, что мы не любим подчиняться, нам сложно воспринимать повеления данные нам со стороны, мы считаем, что до всего мы должны дойти своим умом. Однако, в подобном образе мышления есть одна опасность - мы можем поставить собственный разум выше воли Божьей, и тогда мы начинаем судить Писание, искать там недостатки вместо того, чтобы подчиняться его повелениям, мы начинаем искать погрешности в церковном управлении и в предстоятелях для того, чтобы оправдывать собственное плачевное духовное состояние.

Доходит до того, что некоторые начинают отрицать необходимость участия в жизни Церкви, посещения богослужений, исповеди, получения наставления и так далее. Наш разум и наша воля становится идолом, судьёй, выше которого никого и ничего нет. Конечно, здесь тоже не нужно впадать в крайность и становиться человекоугодником, не имеющим собственного мнения, слепо подчиняющимся людям, закрывающим глаза на недостатки и даже грехи других. Но нам необходимо смирение и желание исполнить волю Божью, а не свою собственную. Для этого нужно понимать, что “должно”, изучая непогрешимое и богодухновенное Священное Писание, учитывая многовековой опыт Церкви, в молитвах и постах смиряя себя и отрекаясь от себя, чтобы быть учеником Христовым.

Спасайте разум

Фразу “думайте скромно” точнее можно передать так “думайте в направлении того, чтобы быть благоразумным”, используемый здесь глагол состоит из двух слов “спасать” и “думать”, то есть образ мыслей должен быть направлен на то, чтобы спасать свой разум. От чего же нам спасать свой рассудок?

Нужно помнить, что все мы - грешники, и наш разум естественно склоняется к тому, чтобы грешить, а к святости нам себя нужно принуждать. Стоит человеку остановиться в своём духовном развитии, как начинается нравственная деградация, просыпаются прежние грехи, человек становится раздражительным и несдержанным в словах и поступках. Поэтому Павел и пишет ранее “не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего”. Как пастырь Церкви он прекрасно знал, что человек очень легко начинает полагаться на собственные силы вместо того, чтобы подчиняться Богу. Никогда нельзя останавливаться в преображении своего разума в подобие разума Иисуса Христа, “не отводить своего взора” от Спасителя, “пленять свои помышления”, подчиняя их Господу.

Смиряйте гордыню

Завершая эту часть учения, Павел указывает на то, что все мы разные, в том числе и в нашем образе мыслей и познании, и Бог сделал это намеренно, поэтому и создал Церковь. Церковь - это одно тело во Христе, и нам нужно учиться принимать друг друга с нашими различными пониманиями, разным уровнем познания и различным жизненным опытом. При этом мы не должны заходить слишком далеко, границы Церкви очерчены рамками ортодоксии (истинного учения), но внутри этого круга мы безусловно должны чувствовать зависимость друг от друга и создавать взаимноскрепляющие связи, основанные на любви. Это и есть спасительный образ мыслей - помогать друг другу спасаться, осознавая собственную неполноценность без других членов Тела Христова.
Итак, во Христе мы должны постоянно возрастать в истинном учении, держать себя в узде, не поддаваться влиянию этого мира, помогать друг другу по мере сил и веры, данной Богом.

Да будут наши сердца готовы подчиняться и примиряться во Христе!

Автор: Марат Загидуллин

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь на канал, поддержите проект.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите: godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.