Молитва, угодная Богу

В нашей жизни есть множество писанных и написанных правил, которые влияют на нашу жизнь. Например, несколько веков назад Мартин Лютер сформулировал свои 95 тезисов, критикующих отдельные богословские положения католической церкви. Мог ли он предполагать, что знамя современной свободы - глобальная сеть интернет тоже будут регулироваться 95 правилами?

С самого раннего возраста подчинение необходимо каждому человеку для нормальной жизнедеятельности, некоторые запреты помогают сохранить здоровье, другие помогают не попасть в нежелательные обстоятельства. Правила дорожного движения, правила устанавливаемые родителями, учителями и, наконец, государством.

Однако, люди не любят подчиняться, потому что считают себя умнее, добрее и справедливее устанавливаемых правил, чтобы не подчиняться им - не платить налоги, списывать на экзамене, давать взятки, обманывать и не проявлять уважения ни к какому авторитету. Апостол Павел в своём пастырском послании пишет, к чему может привести упрямство в вопросах подчинения.

"Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,  ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.  Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.  Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине.” (1-е Тимофею 2:1-7)


Так как этот текст начинается со слова “итак”, стоит взглянуть на то, чему подводит итог апостол. Нетрудно заметить, что речь идёт об отступниках Именее и Александре, которые утратили веру и Павел, употребив свою апостольскую власть, “предал сатане”, то есть отлучил от Церкви, чтобы они “научились не богохульствовать”. Но причиной этого кораблекрушения в вере было то, о чём мы прочитали в прочитанном тексте.

Лицеприятие губит

Дело в том, что люди склонны разделять, классифицировать и проводить границы друг с другом для того, чтобы признать других негодными, неугодными, ненужными и даже вредными для себя. Однако, Павел просит этого не делать, он даёт наставления о том, чтобы каждый человек, в том числе находящийся в некотором привилегированном или возвышенном состоянии, обладающий властью был в сердце верующего. 

И за каждого человека нужно: И за каждого человека нужно:

  • Молиться (гр.προσευχή - просеэухЭ). Это самое распространённое слово в Новом Завете, описывающее общение человека с Богом, оно встречается в более, чем половине из новозаветных книг от Евангелий (кроме Евангелия от Иоанна) до Откровения. Дом Божий называется “домом молитвы” (Мф.21:13), молитвой изгоняются бесы (Мк.9:29), этим словом описываются молитвы Иисуса (Лк.22:45), молитвы Его учеников (Деян.1:14, 2:42), Корнилия (Деян.10), молитвы церкви (Деян.12:5), молитвенные дома еян.16:16), Павел, Пётр и Иаков описывают этим словом молитву с самых разных сторон. Наконец, в Откровении Иоанна Богослова молитвы святых - это фимиам, который возносится к Богу (Откр.5:8, 8:3-4). Это обозначает разговор с Богом о ком-то в самом широком смысле.
  • Просить (гр.δέησις - дЕэсис). Это слово является синонимом предыдущего, но так как здесь эти слова идут подряд, Павел подчёркивает их различия. Это слово происходит от глагола δέω (гр.дЕо), который переводится, как “связывать”, это слово применяется, чтобы подчеркнуть некоторое обязательство, правило или порядок совершения молитв (молитвы Захарии в храме, молитвы Анны из колена Асирова в храме, молитвы Павла об Израиле, молитвы вдовиц, молитвы о прощении грехов и т.д.). Некоторые считают, что молитвы должны только спонтанными, однако регулярные молитвы (например, по молитвенному правилу, литургии часов, по молитвенным спискам) весьма важны и полезны, они помогают добиться постоянства и дисциплинируют верующего.
  • Умолять (гр.ἔντευξις-Энтеуксис). Встречается всего дважды, и оба раза в этом Послании, второй раз в 1Тим.4:5, где это действие связано с освящением и благодарностью, о которой мы поговорим в следующем пункте. Освящение - это отделение чего-либо для Бога, создание особенного отношения к объекту освящения. В некоторых ситуациях и к отдельным людям трудно проявлять праведное отношение, но именно в молитве нужно бороться за это.
  • Благодарить (гр.εὐχαριστία - эухаристИя). Слово “евхаристия” в современном христианском понимании тесно связано с вечерей Господней, однако во времена написания книг Нового Завета это означало “благодарность” в самом широком смысле этого слова - благодарность людям (например, Деян.24:3, 1Кор.14:16) и благодарность Богу (например, 2Кор.9:11-12, Флп.4:6, Кол.4:2, Открыв.4:9). В рассматриваемом нами тексте речь, конечно, идёт о молитвенных отношениях с Богом, это “хороший дар” Всевышнему - благодарить за всех Создателя.

Стоит отметить, что после перечисления различных молитв Павел намеренно уточняет, что в молитве за всех людей нужно не забывать о “царях” и “всех начальствующих”, что во времена гонений и жестокого отношения к христианам было особенно вызывающе. Чтобы вырасти в понимании этого, стоит вспомнить пророка Иону, который не хотел идти с проповедью к заклятым врагам Израиля - ниневитянам.

Точно так же вызывающе может быть молиться за служителей церкви, которые так или иначе могут порой вести себя неподобающе, противно библейскому учению, несправедливо, но и за таких нерадивых служителей, плохих пастырей тоже нужно возносить молитвы, прошения, моления и благодарения. Что уж говорить о пастырях добрых?

Причины молитв

А причины изложены дальше - Бог хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины, наши молитвы - это соработничество Господу в деле спасения и возвещения истины. Вторая причина не менее прекрасна и удивительна - Бог един и спас людей через жертву Иисуса Христа, заплатив самую большую из возможных цену, отдав Сына своего Возлюбленного. Таким образом, если мы верим в единого Бога, верим в Его любовь и желание спасать даже самого последнего грешника, то будем молиться за каждого человека, а в особенности за наделённых властью, это неотъемлемая часть проповеди Евангелия.

Из приветствий к Посланиям Павла мы видим, что сам он был прекрасным примером молитвы за всех, он молился и за коринфян, и за филиппийцев, за фессалоникийцев, и даже за жителей Галатии и собратьев-иудеев, отвергающих Христа, он не исключал никого, помня, что и сам он “худший из грешников”, “недостойный называться апостолом”, спасённый милостью Божьей.  Наша проповедь о Христе будет неполной и молитва бессмысленной, если мы откажемся выполнять повеления Божьи, ведь “кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва - мерзость” (Пр.28:9).

Молитесь за всех - близких и далёких, знакомых и незнакомых, добрых и злых - и не забывайте о епископах и пастырях, президентах и министрах, помня о Боге, Который хочет спасения каждого!

Автор: Марат Загидуллин

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь на канал, поддержите проект.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.