605 subscribers

О праведном гневе. Часть 2. Сила прощения

Прежде, чем начинать читать, ознакомьтесь с первой частью, впрочем, можно сначала прочитать эту статью.

Что вызывает огромное количество конфликтов между людьми? Чем прикрываются, начиная войны? Что разделяет людей сильнее стен и решёток? Мне кажется, что это так называемая борьба за справедливость. Проблема в том, что справедливость каждый понимает по-своему, как и то, в чём заключается правда о той или иной ситуации. Тот, кто хочет начать “священную войну”, отвергает любые аргументы противника, потому что считает, что высшие силы на его стороне, так как он восстанавливает правильное положение вещей. Естественно, что человек на каком-то уровне понимает, что конфликт даже во имя добра — это плохо, но здесь на помощь приходит гнев, который затмевает разум и подвигает на решительные действия без особых раздумий о последствиях.

Древнегреческий философ Аристотель выразил это так:

“Гневаться в состоянии каждый, это очень просто. Но обрушивать правильную дозу гнева в правильный момент для правильной цели и правильным образом — вот, что не просто”.

Напомню, что мы рассматриваем текст из Послания к Ефесянам 4:26-27, где говорится: “Гневайтесь [1] и не грешите” и чтобы понять, как не грешить в гневе поговорим сегодня о правде, справедливости и праведности. Многие исследователи Библии отмечают, что весьма вероятно Апостол Павел цитирует или, по крайней мере, ссылается на Псалом 4, в котором много говорится о правде:

О праведном гневе. Часть 2. Сила прощения

“Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей!” (ст.1)

“…доколе будете любить суету и искать лжи?” (ст.3)

“Приносите жертвы правды и уповайте на Господа” (ст.6)

Цитата для послания к Ефесянам находится в середине псалма, что в традициях еврейской поэзии говорит о том, что там заложена главная мысль.

“Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и утишитесь…” (ст.5)

Нетрудно заметить, что Давид в начале псалма возмущён тем, что люди попирают правду и праведников, притесняют, гонят, при этом считают себя успешными. Очевидно, что израильский царь разгневан, но свой гнев он пытается осмыслить и, более того, он взывает к Богу, чтобы справедливость восторжествовала. И в этом заложено правильное отношение к гневу, которое мы увидим и у Апостола Павла. Неправильное отношение вызывает ярость, желание мстить и судить, агрессию и насилие, но причина всего этого в том, что человек берёт на себя ту роль, которая ему не принадлежит, а именно роль судьи, выносящего приговор. Из Писания мы знаем, что Бог – Судья праведный и что грешники будут наказаны по справедливости, однако, недостаток веры приводит к тому, что мы берём суд в свои руки. Для того, чтобы этого не делать нужно, как здесь написано “уповать на Господа”, верить, что Творец знает лучше, как управлять Своим творением, кого наказать, а кого помиловать.

Второй важный момент в этом псалме, как и у Апостола Павла — это то, что нужно свой гнев остановить прежде, чем закончится день. В 5-м стихе говорится, что нужно успокоиться “на ложах”, то есть, в постели, перед сном, в заключительном, 9-м стихе говорится, что Давид спокойно ложится спать, потому что он чувствует безопасность вместе с Богом. Напомню, что в 4-й главе Послания к Ефесянам говорится “солнце да не зайдёт во гневе вашем”. Традиционно сон для евреев — это маленькая смерть, репетиция смерти окончательной, поэтому каждое утро принято в молитве благодарить Бога за то, что Он подарил человеку ещё один день на Земле. Человек не может знать, проснётся ли он на следующее утро, поэтому он должен быть готов к тому, чтобы предстать перед Богом к концу каждого дня. Вообще, сон использовался Творцом для того, чтобы подарить человеку что-то важное, и гнев может помешать принять эти дары, как и увлечение земной суетой. Более того, гневаться недолго означает подражать Богу, то есть, выражать одно из Его качеств, много раз повторённое в Писании.

И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
(Книга Исход 34:6-7 [2])

Слово, которое в Синодальном переводе звучит как “долготерпеливый” — это два слова на древнееврейском, которые означают буквально “долгий на гнев”, то есть Бог “с трудом гневается”. В некоторых английских переводах (NIV, ESV) это выражение перевели как “slow to anger” (“медленный на гнев”). Также в этом тексте говорится о другой важной характеристике, о которой мы поговорим дальше. А сейчас ещё несколько текстов о непродолжительности Божьего гнева.

О праведном гневе. Часть 2. Сила прощения

Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а наутро радость.
(Псалтирь 29:5-6)

Здесь снова можно увидеть образ конца дня, к которому затихает гнев, потому что уже утром – радость.

…не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.
(Исаия 57:16)

Многие знают, как невыносимо находиться рядом с человеком, который в гневе на тебя. И чем дольше продолжается это состояние, тем меньше возможностей снова наладить общение, потому что в гневе люди наносят друг другу раны, которые могут заживать годами. Поэтому не стоит затягивать с избавлением от гнева в своём сердце.

Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.
(Михей 7:18)

Есть люди, которые любят гневаться сами или вызывать гнев у других, а Бог любит миловать, поэтому и гнев Его утихает быстро. Люди часто думают, что, возмущаясь грехами других, осуждая их, они искореняют эти грехи, однако, зачастую они грешат сами, впадают в гордость, высокомерие и лицемерие. Гнев Божий также возникает на грехи людей, однако, этот гнев был принят Христом, теперь Бог милует нас, глядя на Сына Своего. В книге пророка Иеремии как раз описывается ситуация, когда человек, считая, что Бог гневается, сам прикрывается этим, чтобы “делать зло и преуспевать в нём”.

И ещё немного о заходе солнца. В Торе было установлено, что до захода нужно было выплатить дневную плату наёмного работника, а также вернуть оставленную в залог одежду бедняка [3]. Бремя гнева должно быть снято перед сном, долг мира должен быть уплачен, чтобы самому не подпасть под осуждение. Иначе его будет сложно потушить позднее.

…они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь.
Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне.
(Осия 7:6-7)

Если даже во времена закона Моисеева было достаточно причин, чтобы не давать волю своему гневу, то насколько больше их сейчас. Напомню, что в Послании к Ефесянам Апостол Павел много говорит о Церкви, в том числе, и том, что это Тело Христово, в Котором должна быть любовь между христианами и гнев может этому помешать. Как уже говорилось ранее, гнев часто вызывается в ситуациях, когда люди отстаивают свою правду, не желая идти на компромисс. Павел поощряет это, он пишет “…говорите истину каждый ближнему своему…” [4] прямо перед призывом “Гневайтесь, но не грешите…” (ст.26). Но, во-первых, нужно отвергнуть ложь (ст.25), а во-вторых, нужно это делать с любовью (4:15). Если же что-то пойдёт не так, нужно оставаться добрым, сострадательным и прощать (ст.32).

О праведном гневе. Часть 2. Сила прощения

Здесь есть определённая сложность, потому что многие люди воспринимают прощение, как состояние полного покоя и любви к обидевшему тебя человеку. Однако, это совершенно необязательно, потому что любовь — это не только чувства и эмоции. Прежде всего, это отношение, поэтому прощение может выражаться в конкретных делах. Прежде всего это молитва за согрешившего по словам святого Иакова, “чтобы исцелиться” [5]. И даже если человек не просит прощения или упорствует в грехах, верующий человек не просто может, но и должен молиться “…за обижающих вас и гонящих вас…” [6], иначе он ничем не будет отличаться от язычника, который любит только тех, кто любит его. Есть простой практический совет для тех, кто склонен гневаться – нужно составить список тех, кто вызывает острые эмоции. Но не для того, чтобы записать их в своеобразную “тетрадь смерти”, а для того, чтобы молиться за них – перед сном, а также вдобавок и утром, а может ещё разок и днём или в любое время, когда подкатывает “праведный гнев”. Со временем эмоции поутихнут и тогда можно будет подойти и высказать истину ближнему своему с любовью и желанием, чтобы стало лучше, чтобы человек осознал свои ошибки (если они вообще были) и исправился. Ведь гневливый человек зачастую не хочет помочь ближнему исправиться, он хочет ближнего наказать, сделать ему хуже.

Прощение — это решение, поэтому у него должно быть разумное обоснование, которое Апостол Павел обозначил достаточно просто и прямолинейно. Нам нужно прощать, потому что “Бог во Христе простил нас” (4:32), не нужно брать пример со злого раба из притчи Иисуса, который готов был за небольшой долг посадить ближнего в тюрьму, когда ему самому был прощён долг, который он бы не смог выплатить и за всю свою жизнь [7]. Таким образом мы исполним правду и победим в борьбе за справедливость и будем спать спокойно!

Автор: Марат Загидуллин (Facebook. @MaratZa в Telegram)

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь на канал, поддержите проект.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" ( ссылка ), "Отче наш" и "Боже мой" ( ссылка ); "Исполнение пророчеств" ( ссылка ); "Что делать, когда тебе тяжело?" ( ссылка ); "Ночи в вечности не будет" ( ссылка ); "Не введи нас в искушение..." ( ссылка ); "Удивительный псалом 117" ( ссылка ).

[1] букв. “будьте разгневаны”

[2] также см. Числа 14:18, Неем.9:17, Пс.85:15, 102:8, 144:8, Иер.15:15, Иоил.2:13, Ион.4:2, Наум 1:3

[3] Втор.24:10-15

[4] Еф.4:25

[5] Иак.5:16

[6] Мф.5:43-48

[7] Мф.18:23-35