О страхе Божьем. Часть 1.

В нынешние времена люди не склонны бояться Создателя Вселенной, в лучшем случае люди высказывают уважительное отношение, признательность, похожую на благодарность завхозу за предоставленные канцтовары или бумагу для принтера. При этом многие праведники, о которых говорится в Священном Писании, были в страхе и даже в ужасе от Всевышнего. Возможно к удивлению многих отмечу, что и Господь Иисус Христос вызывал в людях чувства страха и ужаса. Но обо всём по порядку.

Страхи древности

Да страшатся* и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они...
(Книга Бытие 9:2)
* מוֹרָא мора (ивр.) - страх, ужас, трепет, благоговение.
Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И. А. Кох, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне
Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И. А. Кох, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне

Напомню, что этот текст повествует о временах после Потопа, когда Господь благословляет Ноя и его семью на то, чтобы восстановить весь род человеческий. Теперь они могут употреблять и животную пищу, а до этого пищей человеку и животным служили только плоды растений (Быт.1:28-30). Раньше животные не боялись человека, потому что он не мог по своему произволению забирать их жизнь, а теперь может. Страх и трепет происходят от осознания того, что Бог - Владыка над жизнью и смертью, над судьбой в вечности. Пример животных здесь достаточно красноречив, потому что всё, что есть в жизни животного - это жизнь и смерть, они лишены разума в отличие от человека. Надо сказать, что одним из животных, которое не имеет трепета перед человеком, является бегемот - огромный текст о нём помещён в конце книги Иова, удивляя многих читателей этой таинственной книги, которая повествует о древних временах. Дело в том, что это животное имеет такие совершенные средства защиты от посягательства на его жизнь, что человек перед ним был практически бессилен и сам боялся его.

А мы продолжим - далее в Библии описывается, что Господь поражает ужасом (мора) Египет посредством Моисея и Аарона (Втор.4:34, 11:25, 26:8, 34:12, Иер.32:21), и этот ужас опять от того же - от осознания силы Божьей не только над силами природы, но и над жизнями человеческими - только после поражения первенцев фараон отпускает евреев из плена.

Страх Господень

В Псалме 9 Давид взывает к Господу: “Наведи, Господи, страх (мора) на них; да знают народы, что человеки они” (ст.21), эта просьба опять напоминает нам о том, почему люди теряют страх - они забывают о том, Кто держит в руках их жизни. Люди не могут сравниться с Господом, лишь сатанинская гордыня даёт человеку чувство, что он является чем-то большим, чем пылинка, несомая ветром, не знающая, когда окончится её земной путь.

И вот в 75-м Псалме Бог прямо называется Страшным:

Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному (мора)…
(Псалтирь 75:12)

В этом псалме снова и снова утверждается сила и власть Господа над всей землёй, над каждым человеком. Никто не может устоять перед Ним: “Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?” (ст.8), - однажды наступит день, когда Господь возвестит Свой справедливый суд, усмирит князей и царей, чтобы “спасти всех угнетённых земли” (ст.10). Всевышний гневается, и те, кто называет себя верующими должны бояться Его гнева и не гневаться самим, так как "гнев человеческий не творит правды Божьей".

Страшный суд

Учение о страхе Божьем после поэтических книг достигает своего пика в книгах пророческих. У пророка Исаии есть важное учение о том, что страх перед людьми мешает бояться и почитать Господа, Который держит нас крепкой рукой:

“Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх (мора) ваш, и Он — трепет ваш!
(Исаия 8:12-13)

Далее идут слова о Христе, как “камне преткновения” и “скале соблазна” для Израиля, в Евангелии мы видим, что первосвященники и старейшины израильские больше боялись угроз со стороны римских властей, чем гнева Божьего за отвержение величайшего пророка Иоанна Крестителя, а потом и Самого Мессии (Христа). Страх перед людьми ослепляет, а страх перед Богом открывает глаза, он помогает святить Господа Саваофа. Страх перед людьми уподобляет нас неразумным животным, которые думают только о собственном выживании, тёплом гнёздышке, полной кормушке и ласковых поглаживаниях.

Пророк Исаия
Пророк Исаия

Последняя из пророческих книг Ветхого Завета - книга пророка Малахии открывает нам еще пару важных истин о том, почему нужно бояться Бога:

Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение (мора) предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»
(Малахия 1:6)
Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему (Левию) для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим.
(Малахия 2:5)

Здесь снова повторяется эта важная мысль - Бог - Господь, Господин, Он даёт правила, которым мы должны следовать, заключает завет, который мы должны соблюдать. Иначе получается, что мы напрасно говорим “Господи, господи…”, как справедливо говорит Иисус Христос (6-я глава Евангелия от Луки), ведь признание господства неизбежно связано с подчинением в страхе и истине.

В тексте мы видим, что страх - это не единственное качество верующего человека. В частности, через пророка Малахит Господь говорит об уважении, почтении, благоговении как перед земным отцом, но Всевышний превосходит любой земной уровень почтения и уважения, поэтому его нужно ещё и бояться.

Начало мудрости

Икона пророческого ряда иконостаса Успенского собора  Кирилло-Белозерского монастыря (XV в.). Соломон, Давид, Даниил.
Икона пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (XV в.). Соломон, Давид, Даниил.

Завершая этот небольшой обзор, отметим, что слова “мора”, “йара” и однокоренные им встречаются в текстах книг Ветхого Завета 419 раз, обозначая различные аспекты страха как перед Богом, так и перед людьми. Подавляющее большинство канонических книг говорит об этом - от Адама, который “убоялся Бога” (Быт.3:10) - и спрятался, до “великого и страшного дня Господня” (Мал.4:5). В поэтических книгах трижды повторяется ключевая фраза “Начало мудрости - страх Господень” (Пс.110:10; Пр.1:7, 9:1), также окончание двух книг Соломоновых говорит о страхе:

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся (йарэ) Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
(Притчи 31:30-31)
Выслушаем сущность всего: бойся (йарэ) Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
(Екклесиаст 12:13-14)

Если воспринимать эти тексты буквально, это важные повеления для мужчин и женщин - для первых - страх Божий, который превыше любого земного суда человеческого; для вторых - страх Божий, который превыше красоты и миловидности. Внутреннее и внешнее, будущее и настоящее, разум и чувства, поступки и отношение - всё должно быть подчинено Владыке небес и земли.

Как мы увидели, книги Ветхого Завета много говорят о страхе перед Богом как неотъемлемой части жизни праведника, потеря этого страха приводит к отречению от Господа. Для Авраама, например, отсутствие "страха Господня" у людей означало, что они опасны и с ними лучше не иметь дел (Быт.20:11).

Конечно, это лишь “начало мудрости”, кроме этого в сердце должно быть уважение, почтение, послушание, благодарность, стремление к святости. Это, в конечном итоге, и означает любовь, выражающуюся в исполнении заповедей - любить Бога всем сердцем, всем разумом и всей силой своей и ближнего как самого себя.

Для того, чтобы воспитывать в себе верное отношение, мы должны вспоминать о великих и ужасных делах Господних - об исходе народа Божьего из Египта с великими силами, знамениями и ужасом казней, о победах в земле Ханаанской, о поражении противников Божьих. Нам нужно осознавать, что страх Божий должен быть выше страха перед людьми, иначе наша вера ничего не стоит, она уподобляется животному стремлению выжить.

При этом, конечно, не нужно останавливаться в этом познании и понимании, осознавая ограниченность нашего разума, как и писал святой Ефрем:

Итак, возблагодари за то, что дано тебе, и не скорби об изобилии остатка. То, что ты принял и чем обладаешь, - уже принадлежит тебе, остаток же также тебя ожидает. Чего ты не мог обрести тотчас же, по немощи, - возьмёшь позже, если устоишь. Не стремись неразумно сразу понять всего, чего так уразуметь невозможно, и не отступись, по лености своей, от того, что обрести можно лишь понемногу.

Приступайте к Богу в страхе и трепете!

О страхе Божьем с приходом Мессии (Христа) на Землю мы поговорим в следующей части, изучая евангельские и апостольские тексты, чтобы увидеть, что Бог неизменен, сохраняются и требования по отношению к людям, которые хотят угодить Ему.

Автор: Марат Загидуллин (Facebook. @MaratZa в Telegram)

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь на канал, поддержите проект.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.