О традициях и сути Пасхи со времён Исхода до современности

12.04.2018

NB! Это конспект части пасхальной службы, презентации в форматах Powerpoint, Keynote и PDF можно скачать по ссылке. В тексте поставлены маркеры "СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД" для перехода к соответствующим слайдам презентации. Вы можете использовать данные презентации по своему усмотрению для индивидуального и группового изучения данной темы.

Говоря о Пасхе и религиозных праздниках вообще, люди относят себя к двум противоположным точкам зрения - те, кто основной упор делает на материальные аспекты торжеств - традиции, обычаи, обряды, приметы, что нужно приготовить на праздничный стол, как одеться, что сказать - а также те, кто считает материальную сторону совершенно неважной, главное - духовный смысл. Надо сказать, что Пасха - это такой праздник, где соединяется материальная и духовная сторона, и яйца с куличами - это вовсе не так уж и плохо.

Для того, чтобы глубже понять суть праздника, нам нужно погрузиться не только в Писание, но и в Предание и традиции, без которых символика праздника будет во многом непонятна. И начнём мы со времён, когда этот праздник появился, а закончим нынешним временем - итак, пасхальный праздник от Исхода до Иисуса Христа.

История праздника описана в ветхозаветной книге Ш(э)мот - Имена - более известной нам как книга Исход. И первый текст из этой книги - Исход 12:11:

Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
Блюдо для пасхального седера
Блюдо для пасхального седера

12-я глава этой книги, написанной Моисеем, начинается с описания того, что нужно было сделать Израильскому народу после девяти «казней египетских» и ожесточения египетского фараона. А именно - нужно сначала выбрать агнца мужского пола без порока, а потом заколоть его и съесть вместе со своим семейством или присоединиться к другим семействам. Надо сказать, что эта оговорка про то, что можно присоединиться, вероятно, сделана для египтян, которые уверовали в Бога Израилева и вышли из земли египетской вместе с израильтянами. Представьте себе человека, который отрекается от своих идолов и хочет верить в единого Бога в стране, где множество богов. От такого человека отвернутся и друзья, и родные, и семья, но Бог принимает таких людей. Агнец, о котором говорится в вышеизложенном тексте и который должен был быть заколот, и есть Пасха Яхве (Сущего) в синодальном тексте "Господня", и кровь этого агнца на деревянных косяках домов будет свидетельством, спасающем от погибели первенцев тех, кто верит в Бога.

Вторым важным моментом подготовки к празднику было удаление хамеца (квасного) в память о том, что избавление от египетского рабства происходило быстро, что даже тесто не успевало вскиснуть и подняться. Эти два момента стоит запомнить, они пригодятся нам в дальнейшем изучении.

Теперь обратите внимание на материальную сторону праздника, слева от вас вы видите то, что должно быть на столе у иудея в пасху - во-первых, это пресный хлеб - маца -три куска, которые использовались особым образом и каждый участник пасхальной трапезы обязательно должен был вкусить этот хлеб. Во-вторых, это четыре чаши вина (некоторые добавляют пятую чашу в честь пророка Илияу, но это более поздняя традиция). В-третьих, это несколько продуктов, символизирующих особенности рабства - солёная вода - это слёзы, харосет - в память о кирпичах, которые делали евреи-рабы, горькие травы в память о горькой участи народа в Египте, мясо с косточкой - память о пасхальном агнце, кости которого нельзя было ломать и так далее. Надо сказать, что полное описание пасхального седера занимает 18 листов формата А4, но мы не будем останавливаться на этом подробно, можете это изучить самостоятельно.

(СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД).

Остановимся на четырёх чашах с вином, причём бралось только самое лучшее вино, если человек по немощи не мог пить вино, его заменяли виноградным соком. Следующий текст описывает символику этих четырёх чаш вина - Исход 6:6-7:

Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского.

Первая чаша символизировала освобождения от ига Египтян, вторая - избавление от рабства, третье - спасение силой Божьей и четвёртая - создание Божьего народа.

Седер начинался с освящения - Кидуша - когда глава семейства или самый уважаемый участник трапезы произносил благодарение Богу (биркат), начинающиеся со слов «БАРУХ АТА АДОНОЙ ЭЛОхЭНУ МЕЛЕХ хАОЛАМ» - «Благословен Ты, Бог наш, Владыка вселенной…». Первое благодарение касалось вина, потом были другие благодарения по поводу других плодов земли, проводились омовения рук, читалась пасхальная Агада, которая рассказывала об Исходе, читались хвалебные псалмы, выпивались чаши, съедались различные виды пищи, ломалась и раздавалась маца. И всё это имело двойное назначение - во-первых, это говорило о великих делах Божьих по спасению Своего народа, а во-вторых, это говорило о приходе Мессии, который вложит в этот пасхальный порядок новый смысл.

(СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД)

Апостол Павел, говоря о Христе, также употребляет слово Пасха, которой, как мы видели ранее, был назван пасхальный агнец, прочитаем текст из Первого Послания к Коринфянам:

Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
(Первое послание к Коринфянам 5:6-8)

Мы говорили ранее, что евреи тщательно вычищают свои дома от хамеца (закваски), чтобы не оскверниться и есть Пасху достойно. Каким-то образом было вычислено, что тесто превращается в хамец, если прошло около 18 минут после соприкосновения воды с мукой, поэтому наиболее кошерной мацой сейчас некоторые считают сделанную специальными машинами, которые точно выдерживают это время. Но здесь Апостол Павел пишет о вопиющем случае, когда христианам нужно было отделиться от греховной закваски - человека, который жил в грехе, был частью общины и не хотел каяться. Это был очевидный грех, известный всей общине, и эта закваска портила всё, и людям нужно было чётко сказать, что развращённому не место среди верных. Эта закваска портила то, что очистил Иисус, Пасха наша, закланный за нас, и соединяющиеся с Христом должны были прежде очиститься от порока и лукавства, чтобы достойно принимать Святое Причастие.

(СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД)

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
(Евангелие от Матфея 26:26-30)

Причастие - это не просто воспоминание, это соединение с Господом и через Него со всеми святыми как Церкви воинствующей здесь на земле, так и Церкви торжествующей на небесах в раю. Поэтому те, кто принимали причастие недостойно у Коринфян болели и даже умирали - они не различали Тела Христова, они пытались войти в святилище с нечистым сердцем - а Бог свят и ничего общего с нечистотой не имеет, Он нечистоту отвергает (подробнее об этом в 11-й главе 1-го Послания к Коринфянам).

Сегодня Пасха Господня, сегодня мы встречаемся с Иисусом Христом, умершим за наши грехи, воскресшем и грядущим прийти снова во всей Своей славе и величии. Будем же помнить истинный смысл этого дня, возвещая Евангелие.

(СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД)

Пасха - это спасение, Пасха - это Иисус Христос, именно Он испил полную чашу Божьего гнева за нас, и сегодня мы говорим с радостью и благодарностью за это: «Иисус воскрес! Слава Господу!»

Спасибо!

Автор: Марат Загидуллин

Если статья была Вам полезной, лайк, поделитесь, подписывайтесь.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).