Обет ворчания

В человеческих сообществах (а особенно в сетевых) очень распространена такая модель поведения, которую можно охарактеризовать как "постоянно недовольный" или "ворчливый". Слово "ворчание" означает "невнятное выражение неудовольствия бормотанием" или "угрожающий протяжный низкий звук, издаваемый животным или напоминающим его". И таковы большинство ворчунов, по большому счёту они и сами не понимают, чего хотят, но с удовольствием погружаются в критику ситуаций, людей и отношений. Надо сказать, что порой такой "обет ворчания" берёт на себя практически каждый человек, поэтому стоит посмотреть на ситуацию с двух сторон.

Взгляд снаружи

Когда мы слышим ворчание, критику, злобные высказывания и тому подобные вещи, первым делом реагируем достаточно резко и эмоционально. Мы можем называть это "праведным гневом", "восстановлением справедливости", "защитой истины" и тому подобными красивыми словам, но по факту это всё является совокупностью различных грехов - гордыни, злобы, раздражения, гнева и т.п.

Святой Иаков очень чётко сказал, что "гнев людской не творит правды Божьей" (Иак.1:20), он же даёт и рецепт, как эту правду не нарушить - больше слушать, меньше говорить и меньше поддаваться гневу, а вместо этого "отложив ВСЯКУЮ нечистоту и ОСТАТОК злобы" со скромностью внимать Слову Божьему, могущему спасти души (там же, ст.19-21). Также интересное размышление на эту тему есть у Святого Дорофея (подробнее о нём здесь и здесь).

Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии; но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается, и потому полагает себя в праве роптать на него, говоря: если бы он не пришёл и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы.
Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нём для того, чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сем; брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокрытую внутри его. Итак, если бы он хотел получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он ещё должен благодарить брата, как доставившего ему таковую пользу.
Ибо искушения не будут уже одолевать его, как прежде; но насколько он преуспеет, настолько они окажутся для него легчайшими: ибо по мере того, как душа преуспевает, она становится более крепкою, и приобретает силу переносить находящие на неё искушения.
Авва Дорофей
Авва Дорофей

Проще говоря, критичных и злых людей не надо избегать и тем более ворчать на них, уподобляясь им. В конфликтной ситуации нужно следить за собой и помнить, что порой Бог допускает сложности для того, чтобы научить верующего долготерпению. Глупо оправдывать свои грехи тем, что тебя кто-то разозлил своими словами или поступками, потому что каждый "понесёт своё бремя" (Гал.6:1-5). Мудрее будет вспомнить слова Иакова, а также то, что Господь справедливо осудит всех, делающих беззаконие, а нам нужно быть милостивыми, "ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иак.2:13).

Итак, когда вас провоцируют, храните свою святость перед Тем, Кому дадим отчёт в последний день.

Взгляд изнутри

А теперь самое интересное, взглянем на самих себя, нет ли и в нас самих вот этого злого семени, не даём ли и мы (порой неосознанно) обет ворчания по отношению к каким-то людям, общинам, конфессиям, государствам, нациям и т.п.?

Чтобы получше разглядеть это в себе, хорошо бы прочитать книгу Иова и поискать себя в словах его друзей. Мы увидим, что слова друзей зачастую кажутся вполне справедливыми, они не говорят откровенных ересей, ведут себя вполне уважительно и вроде бы даже стараются помочь. Да вот только сердцеведец Бог видит их сердца и говорит потрясающие слова о том, что не примет их молитвы, но только молитву Иова, чтобы простить их! Одно это должно бы нас ускромнить в нашем стремлении добиться справедливости, подумайте о том, а вдруг Бог однажды откажется и ваши молитвы слушать пока вы не примиритесь с объектом вашей критики?

Прочитаем ещё одну цитату об Елиуе, четвёртом обличителе Иова, которая принадлежит Григорию Великому (Двоеслову) (подробнее здесь, книга в любительском переводе здесь).

"Итак, слушай, Иов, речи Мои, и внимай всем словам Моим". Знание людей многоумных тем отлично, что не умеют они, наставляя, смиренно творить сего и не могут доподлинно передать дарованного им ведения. Уже самые речи их свидетельствуют, что почитают они себя поставленными весьма высоко, и в то же время на учеников своих призирают они, как на стоящих много ниже, так почти, как если бы пропасть отделяла их. Посему справедливо реченное о них Господом устами пророка: "Вы правили ими с насилием и жестокостью". Воистину, жестоко и немилосердно правит тот, кто не стремится наставлять вверенных попечению его ко благу, спокойным убеждением, но - сурово и жестоко угнетает их.
Истинное же учение тем более бежит гордыни, пусть и мысленной, чем более стрелы его направлены против научающего гордыне. Оно стремится, по возвышенности своей, не проповедовать делами того, кого во святых речениях поборает оно в сердцах слушающих его. И потому ищет оно жизнью и словом являть смирение, - наставницу и матерь всех добродетелей, так, чтобы ученики истины прозревали её, соблюдаемою в жизни более, нежели провозвещаемою словом. Посему святой Павел, как бы забывая о возвышенности служения своего, говорит: "Мы соделались посреди вас подобными детям". Равно и святой апостол Пётр сказывает: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ", тотчас же присовокупляя: "Имейте добрую совесть с кротостию и благоговением".
Святой Павел , обращаясь к ученику своему, Тимофею, говорит: "Настой и увещевай со всяким долготерпением", - и не требует повелевать, но свидетельствовать соответственным отношением к жизни. Ибо, когда поступки противоречат словам, тогда учение делается недостоверным. Итак, апостол не призывает возноситься, проповедуя, но - учить достоверному, сие же есть плод жизни благой. Посему о Господе нашем сказано: "Он учил, как власть имеющий, а не как фарисеи и книжники". Именно Господь всех более имел силу наставления, ибо никогда не совершил Он деяния предосудительного. Ибо, силою Божией, имел Он то, что передал нам чрез святость человечества Своего.
Григорий Великий (Двоеслов)
Григорий Великий (Двоеслов)

Что тут добавить? Никто и никогда не сможет уподобиться Господу Иисусу Христу в полной мере и хотя Он имел полное право судить и обличать окружающих Его религиозных лицемеров разных мастей, Он не употреблял Свою власть, хотя и был "власть имеющим". Он мог легко свести огонь с неба на грешников по просьбе "сынов грома" как сделал Илия, но не сделал этого, а на последнем суде у Пилата вообще был безмолвен как "агнец пред стригущими".

Осуждению и превозношению нам учиться не надо, это мы умеем, а вот кротости поучиться у Господа и полезно и назидательно.

Итак, когда возникает сильное желание обличить, осудить и направить неосмысленных и грешных, внимательно посмотрите в своё сердце - есть ли там "любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры", иначе все ваши обличения будут лишь "пустословием" (подробнее об этом в 1Тим.1:5-11).

Не давайте обет ворчания, лучше дайте обет любви!

Автор: Марат Загидуллин.

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).