Радость воскресенья (Послание к Филиппийцам)

Человек склонен к тому, чтобы искать сиюминутные радости, которые не могут дать настоящего покоя и удовлетворения. При этом эти наслаждения достаточно легко получить, но погоня за ними закрывает для некоторых путь к настоящему покою и подлинной радости, которой никто и никогда отнять не сможет.
У многих были в жизни периоды, когда казалось, что разрешение какой-то жизненной проблемы или приобретение какого-то блага может принести покой. В школах и ВУЗах это было успешное окончание сессии, потом получение достойной работы (для парней - решение вопроса с армией), поиск спутника жизни, различная недвижимость (квартира, машина, дача), отдых на дальних берегах и некоторые  наслаждения попроще - вроде утреннего кофе или айфончика. Нетрудно заметить, что жизнь некоторых полностью занята достижением этих небольших целей, а времени на размышления о чём-то, что выходит за рамки «желаний глаз, желаний тела и гордости житейской», как правило не хватает.
Апостол Павел помогает настроить сбитый фокус, призывая размышлять о Господе и воскресении.

Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания*, потому что обрезание** — мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению — фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых.
(Послание к Филиппийцам 3:1-11)
*κατατομή (гр.кататомЭ - разрезание, увечье, разрез). Гапакс.
**περιτομή (гр.перитомЭ - обрезание). 40 раз в НЗ.


В первых двух главах апостол писал о том, как наполняться радостью, благодаря Бога за свою жизнь и верных Ему людей, как с радостью проходить страдания и совершать праведные дела, распространяя Евангелие. Подводя итог всему этому, он резюмирует - «Впрочем, радуйтесь о Господе». Апостол писал о различных делах и ситуациях, но во всём этом верующий не должен забывать о главном - об Иисусе Христе - источнике всех благ и радости.
И начинает он с того, что сбивало фокус филиппийцам - три важных помехи в радости о Господе. Предваряет эти три помехи Павел словами, что ему это не тяжело, а для читающих назидательно (буквально это фразу можно перевести так - «мне не лениво, а вам охранно»), Павел любит трудиться в наставлениях христианам, понимая, что поучения оберегают их, чтобы они не отпали от истинной веры. Для предостережения он использует три негативных образа, на которые апостол предлагает пристально смотреть.

  • Собаки, псы.
  • Плохие (злые) работники
  • Увечье (разрезание)

Надо сказать, что этими словами он обличает своих собратьев - иудеев, которые, отвергнув Христа, хотели заставить всех жить по закону, который сам по себе не приводит к спасению по вере.

Псы

Презрительной кличкой «псы» иудеи называли язычников. Этот образ, например, использовал Иисус в разговоре с Хананеянкой, когда она пришла просить о выздоровлении своей дочери. Надо сказать, что в этом разговоре (подробнее в 15-й главе Евангелия от Матфея) Господь использовал уменьшительную форму слова «пёс», которое можно перевести как «щенок», и женщина, судя по её словам, правильно поняла Христа. Но для многих иудеев, которые считали себя детьми и наследниками Божьих обетований, а всех остальных - подобным бродячим животным - отношение к язычникам как к равноправным братьям и сёстрам не всегда получалось само собой. Религиозное высокомерие вообще очень заразная болезнь, и вылечить её очень сложно, но те, кто заражаются этим вирусом лицеприятия на самом деле и являются теми самыми «псами» в глазах Божьих.

Плохие работники

Рассказывая притчу о работниках в винограднике, Иисус использовал образ, знакомый иудею с раннего детства - образ работы в винограднике Божьем. Израильский народ сравнивался то с самой виноградной лозой, то с теми, кто заботится об этой лозе (например, в книге пророка Исаии). И, конечно, религиозные люди всегда считают себя теми, кто делает всё правильно, Господь даже предупреждает, что некоторые будут убийство христиан считать работой, угодной Богу. Бурная деятельность и впечатляющие достижения не всегда означают, что Бог благоволит к этой работе. А для того, чтобы определить это, в Писании есть чёткий перечень, который характеризует плод Духа (Послание к Галатам, глава 5). Нужно внимательно следить за собой и за окружающими, чтобы не попасть в ловушку «добрых дел и намерений», ведь известно куда ведёт эта дорога без подчинения Господу.

Увечье

Здесь Павел намеренно употребляет слово, обозначающее нанесение увечий путём разрезания, данное слово употребляется в книгах Нового Завета только здесь в отличие от слова, обозначающего обрезание, которое употребляется 40 раз. Похожее слово апостол Павел употребляет в Послании к Галатам (5:12), где снова говорит о том, как обрезание может затмить Господа и силу Его креста. Удивительно, как сильно маленькая приставка в слове может изменить его суть - вместо «обрезания» - «разрезание», вместо «богопознание» - «богохульство». Нам нужно понимать, что даже хорошие церковные практики, лишённые Господа, могут стать инструментом нанесения духовных ран и увечий и здесь даже не надо вспоминать инквизицию, любой более-менее взрослый христианин может вспомнить как под видом заботы о церкви или духовном состоянии давались вредные советы и принимались неправедные решения.

Подводя итог всему, Павел говорит, что для него всё - «тщета». Это слово ζημία (гр.дземИя) обозначает «ущерб, урон, вред», оно иногда употреблялось для обозначения штрафов или иных денежных взысканий или наказаний за преступления. Это не просто что-то бесполезное (как можно подумать, читая слово «тщета»), это то, что приносит страдания и ущерб. Именно это сам Павел считал «преимуществом» (или «прибылью, пользой, выгодой»), но, уверовав в Господа, отбросил как то, что только мешает на пути к небесному.

Продолжая описывать всё, что мешает познанию Иисуса Христа, он не стесняется в выражениях, называя это «сором» (или «отбросами, навозом»). Очевидно, что любой здравомыслящий человек не будет держаться за мусорную кучу, когда у него есть драгоценная жемчужина. Это повеление перекликается со словами Господа: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33). Только отказавшись от всего, человек приобретает Христа, Его не купить за меньшее, Ему не нужны полумеры и полутона - только искренняя и полная преданность.
Более того, обретая Христа, человек обретает себя - свободного и чистого, но не по заслугам, а по милости, дарованной через веру. Только так человек осознаёт то, что многим кажется глупостью - сила воскресенья, участие в страданиях, подражание смерти Иисусовой, чтобы жизнь Его жила в верующих. Конечный же пункт этого пути - это воскресение мёртвых, когда при гласе Архангела и звуке трубы Божьей тела живущих во Христе преобразятся, а мёртвые обретут преображённые прекрасные совершенные тела и будут вечно с Господом (1Фес.4:15-18).

Радость этого события начинается уже здесь, когда мы отбрасываем лицемерие и лицеприятие, отрекаемся от пустых и бесплодных дел тьмы, отказываемся от бесполезных и пустых обрядов и познаём Иисуса Христа, Его Крест, Его страдания, Его унижение, Его смерть и Его воскресенье. И радости этой не будет конца!

Радуйтесь о грядущем воскрешении!

Автор: Марат Загидуллин

Обзор Послания здесь . Предыдущий день здесь. Следующий день - ссылка.

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите: godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).