Учите учителей

29 April

Людям свойственно группироваться по интересам, взглядам, социальному положению. Порой эти сообщества создаются намеренно, иногда люди попадают в них в силу независящих от них обстоятельств, например, по рождению. Христианство всегда отличалось тем, что рушило различные барьеры между людьми – между израильтянами и всеми остальными народами, между богатыми и бедными, между мужчинами и женщинами. Причиной и катализатором этого единства является Христос, являющийся Главой Церкви. Иисус Христос вызывал сильное возмущение у религиозных лидеров своего времени, потому что общался с людьми, которых считали грешниками и с которыми гнушались общаться. Но Бог хочет спасти каждого человека и открыт для нищих духом.

Во все времена отношения религиозных лидеров со своей паствой отличались дистанцированностью, даже в церквях «простому человеку» трудно донести свою точку зрения до иерархов, а тем более указать на ошибки или упрекнуть. Апостол Павел, часто сталкивающийся с критикой со всех сторон, понимал как важна открытость для пастыря. В 20-й главе книги Деяний мы читаем о том, как он относился к пастырям, стараясь всегда возвещать истину, молиться и поддерживать общины. Он делал всё, что мог, был готов пострадать лишь бы выполнить свою задачу. Но иногда церковные деятели относятся к своему служению безответственно и требуется усилие со стороны других людей, чтобы побудить их работать как для Господа. Прочитаем про одного такого человека, к которому обращается Апостол Павел в самом конце своего Послания к церкви в Колоссах.

И скажите Архиппу: будь внимателен к тому служению, которое ты принял в Господе, чтобы тебе его исполнить.

(Послание к Колоссянам 4:17)

Иаков, брат Господень
Иаков, брат Господень

Приветствия и заключительные слова в письмах апостолов зачастую прочитываются без особого внимания, потому что там мало понятной читателю информации – как правило, там упоминаются люди или события, о которых практически ничего не известно. Также там бывают некие добрые пожелания, которые кажутся скорее вежливыми вставками, чем содержательным материалом.

Например, мы мало знаем про Архиппа – вероятно, это сын Филимона, которому Апостол Павел написал своё единственное личное письмо, вошедшее в канонические книги Библии (подробнее об этом здесь). На него была возложена некоторая ответственность, вероятно, пастырская или учительская. Возможно, он был служителем в Лаодикии, где должны были прочитать письмо, ныне известное как Послание к Колоссянам. Кстати, некоторые считают, что Архипп так и не взялся за ум, потому что в Откровении Иоанна Богослова обращение к Лаодикийской церкви очень жёсткое[1]. Но мы можем кое-что узнать из нескольких слов, которые есть в тексте Библии.

Христиане первого века воспринимали библейские тексты на слух, потому что книги (тогда это были папирусные или пергаментные свитки) были дороги, а читать умели очень немногие. Единственное место, где они слышали Слово Божье, были совместные встречи, где чтецы, епископы или старейшины читали послания всему собранию. Здесь Павел обращается к Церкви, чтобы они повлияли на Архиппа, по какой-то причине он не обращается к нему лично. Надо сказать, что это уникальный случай для Павловых Посланий – он употребляет в императиве греческое слово βλέπω (блЭпо – смотреть, видеть), которое используется в двух значениях: первое – прямое, то есть, про непосредственное физическое зрение; второе – переносное, когда речь идёт о том, что кому-либо нужно обратить внимание на что-либо. Примеры употребления этого слова во втором значении можно найти в посланиях[2] и Евангелиях[3]. Например,

«Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду»

(2-е Послание Иоанна, стих 8)

«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом»

(Послание к Галатам 5:15)

«Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят…»

(Евангелие от Матфея 24:4)

«Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».

(Евангелие от Луки 8:18)

Но если обычно в библейских текстах используется обращение ко многим – «смотрите, берегитесь…», то только здесь обращение используется в единственном числе, к конкретному человеку. Возможно, этим Павел хотел призвать членов общины лично повлиять на дьякона Архиппа, а не устраивать публичных обвинений и обсуждений.

Конечно, нам стоит вспомнить и слова Господа Иисуса Христа из 18-й главы Евангелия от Матфея «…если не послушает…скажи церкви…», но начало влияния на нерадивых пастырей заключено в неравнодушных христианах, которые один за другим могут сделать то, что никогда не сделают обсуждения без участия служителей.

Архипп и Филимон
Архипп и Филимон

Представьте себе, как себя чувствовал сам Архипп, когда впервые слушал это письмо. Вот Павел пишет о Епафрасе, верном служителе, о Тимофее, помощнике Апостола Павла. Возможно, он думает про себя «А ведь я тоже служитель, но как-то я не очень справляюсь с принятыми обязательствами». Потом он слышит, как Павел хвалит Колоссян за веру и любовь, говорит о плодах Евангелия, Архипп же опять, вероятно, корит себя, что веры и любви как-то ему недостаёт, да и с проповедью Благой Вести как-то не очень. Далее он слышит о благословениях во Христе, о небесных устремлениях и мире Божьем и о том, что всё надо делать как для Господа. Снова и снова он мог думать о том, что его усилий явно недостаточно для такого высокого стандарта, а мира нет и в помине. Письмо уже заканчивается, идут финальные приветствия, опять упоминается Епафрас, Онисим и ряд других братьев. И в самом конце как гром среди ясного неба «Скажите Архиппу…», а потом конец «Благодать со всеми вами».

Архипп был, вероятно, ошарашен, а потом к нему стали подходить некоторые братья и сёстры, подбадривать его и предлагать помощь, молиться вместе, спрашивать о том, что с ним происходит.

Я думаю, мало кто после подобного влияния остался бы равнодушным, и ничего бы не стал делать, чтобы измениться, раскаяться в лени, равнодушии или чём-то ином, что мешает служить Господу изо всех сил. Вероятно, Апостол Павел имел какое-то особенное отношение к Архиппу, что пытался ему помочь именно так. Достоверно неизвестно, что произошло дальше с ним, продолжил ли он своё служение или как Димас оставил его «возлюбив нынешний век»[4]. Но мы можем научиться тому, что плохой служитель может стать хорошим, если неравнодушные члены общины совместно помогут ему увидеть свои ошибки и измениться.

Епафрас
Епафрас

Что же был должен сделать Архипп в ответ на обращения от своих собратьев? Он должен был «исполнить» своё служение! Что же это значит? Как дать своему служению наполненность? В самом послании к Колоссянам уже есть все ответы – наполненность возникает при «познании воли Божьей»[5], исполнении «слова Божьего»[6], принадлежности Христу[7], угождению Богу[8]. Собственно, перед глазами Архиппа находился живой пример того, как это делать – Епафрас, верный служитель Божий. В других Посланиях мы читаем, что верные Богу люди также исполнены радости[9] и других плодов Духа[10], любви[11], познания[12], Евангелия[13], утешения[14], послушания и праведности[15], щедрости и желании помочь[16], а некоторые из них будут достойны того, чтобы «дополнить число»[17] мучеников за веру.

Быть служителем в Церкви Христовой – это не только великая честь, но и грандиозная ответственность. Иногда люди, призванные к служению, падают, унывают и даже оставляют своё место. Конечно, прежде всего в такой ситуации человек должен решить с Богом все возникающие вопросы, но и поддержка паствы может помочь встать на ноги.

Скажите своему священнику, служителю, духовнику, что вы нуждаетесь в их ревностном отношении к их служению!

Автор: Марат Загидуллин (Facebook. @MaratZa в Telegram)

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь на канал, поддержите проект.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" ( ссылка ), "Отче наш" и "Боже мой" ( ссылка ); "Исполнение пророчеств" ( ссылка ); "Что делать, когда тебе тяжело?" ( ссылка ); "Ночи в вечности не будет" ( ссылка ); "Не введи нас в искушение..." ( ссылка ); "Удивительный псалом 117" ( ссылка ).

Реквизиты: (PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода ).

Страница на Patreon . (ежемесячная поддержка).

Поддержать проект: PayPal , (карта, телефон, Яндекс.Деньги) здесь .

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram , на Youtube, Instagram . Поддержать ( зачем? ) можно также на нашем сайте или здесь .

[1] «…как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…» (Откр. 3:16)

[2] 2 Ин.1:8, 1 Кор.1:26, 1 Кор.3:10, 1 Кор.8:9, 1 Кор.10:12, 1 Кор.16:10, Гал.5:15, Еф.5:15, Фил.3:2, Кол.2:8, Кол. 4:17, Евр.3:12, Евр.12:25.

[3] Мф.24:4, Мк.4:24, Мк.8:15, Мк.12:38, Мк.13:5-9, 23, 33, Лк.8:18, Лк.21:8.

[4] 2 Тим.4:10

[5] Кол.1:9

[6] Кол.1:25

[7] Кол.2:10

[8] Кол.4:12

[9] 1Ин.1:4, 2Ин.1:12, Рим.15:13, Флп.2:2

[10] Еф.5:18, Гал.5:22-33

[11] Рим.13:8, Гал.5:14

[12] Рим.15:14

[13] Рим.15:19

[14] 2 Кор.7:4

[15] 2Кор.10:6, Флп.1:11

[16] Флп.4:18-19

[17] Откр.6:11