Как обрабатывать паршивые снимки

05.01.2018

Все гайды по обработке фотографии делятся на две группы: полезные и вредные. Соотносятся они примерно как ноль ко всем остальным. Почему так? Потому что вся ретушь показывается на примере фотографий, что крутые и так. Ими просто хвастаются.

Я делаю так же. Но в этот раз я постараюсь объяснить, что делать, если вы снимаете на допотопную рухлядь, и исходники у вас так себе.

0. Поймите, что не так с вашей камерой

Есть у меня такая таблица:

Из неё сами по себе вываливаются 4 тезиса:

1. Из любой камеры тянется приличный цвет
2. Шумы до ISO 1600 спокойно маскируются практически на любой камере
3. Куцый динамический диапазон легко скрыть
4. Если объектив цел, то плохая резкость – косяк фотографа

Где самое слабое место вашей камеры? Шумит? Мажет с фокусом? Пересвечивает? Запомните и закладывайтесь под это при съёмке. И уже с этим заделом тащите её в свой Лайтрум.

1. Поправьте цвет

Перед поездкой на Чукотку я одолжил у gen_shtab Sony A6000, а сам отдал ему Nikon D600. В итоге всё лето в чате канала «Пока завод не починили» дымило обсуждение: а чего это Никон так зеленит?

Полсотни фотографов. Ни одного решения.

А проблема была в самой камере.

Камерный джипег из поста Геннадия
Камерный джипег из поста Геннадия

Несмотря на ценник в 2000 $ на старте, в Nikon D600 стоял плохой автоматический баланс белого. Он и ещё капли масла, летящие с затвора, стали причиной столь скорого выхода Nikon D610.

Так что же делать, если камера безбожно врёт цвета? Снимать в RAW. Ну или менять камеру.

Все остальные проблемы с цветом – из-за неправильной обработки.

Такой цвет я выжимаю из Sony A6000:

Такой из Canon 60D:

Такой из Nikon D600:

По большому счёту, разницы в качестве цвета между ними нет никакой. Всё упирается в фоторедактор и ваши навыки.

В Лайтруме в обязательном порядке делайте вот что:

1. Гасите насыщенность
2. Поднимайте контрастность
3. Подстраивайте каждый цвет по отдельности (как на гифке ниже)

Остальное по вкусу.

2. Замаскируйте шумы

А вот тут нам понадобится конкретный пример.

Я снимал на редакционный Canon 60D с Canon 24-70/2.8. Для такой камеры ISO 6400 – приличное. Ещё и снято с недодержкой, кайф:

Для начала отключим повышение резкости, которое Адоуби врубает по умолчанию. Её недостаток компенсируем за счёт повышения "clarity". По-русски «чёткость» или «ясность». Зависит от версии софта. По факту это просто локальный контраст.

Затем давим шум, но помните две вещи:

1. После уменьшения фотографии шумов станет меньше
2. Важнее сохранить детализацию, чем избавиться от шумов

Sharpening отключаем, не до него. Noise Reduction тянем очень аккуратно.
Sharpening отключаем, не до него. Noise Reduction тянем очень аккуратно.

Далее сужаем динамический диапазон.

Да, так можно было:

Осветляем кадр целиком, параллельно заигрываем с кривыми: Highlights тянем вверх, Shadows вниз
Осветляем кадр целиком, параллельно заигрываем с кривыми: Highlights тянем вверх, Shadows вниз

Сужение динамического диапазона и затемнение фотографии – верный способ убрать шумы. С художественной точки зрения это снимку только в плюс. Плевать на детализацию пиджака. Главное – лица.

От кропа лучше отказаться. Ничего страшного не случится.

При экспорте уменьшаем фотографию. Размер надо подбирать по обстоятельствам, но чаще всего 1200 пикселей по длинной стороне самое то. Тут 760:

Если делать ресайз более продвинутым способом результат будет поприличней:

3. Залатайте дыры в динамическом диапазоне

Если широкий динамический диапазон всё-таки нужен, а камера в него не очень может, есть два пути:

1. Сделать две фотографии с разной экспозицией, а затем свести их в одну
2. Пуститься в наглый фотомонтаж, прикрыть срам засветкой или просто перевести изображение в ч/б.

Первый вариант рассматривать не будем – в интернете полно годных статей на эту тему. Это раз. Мы договорились работать с плохим исходником. Это два.

Вновь возьмём конкретный пример. Даже два. Даже три.

Первый:

Облака на этой фотографии я прифотошил. Без церемоний и прелюдий просто взял и нарисовал то, чего не было. Нагуглил "dramatic clouds" и положил их сверху отдельным слоем. Режим наложения поставил "overlay". Но можно и "lighten".

Никто не заметил.

Да, и так можно было
Да, и так можно было

Пример второй.

Дано: фотография с выбитыми светами и неточной фокусировкой.

Лечим подобное подобным – накладываем засветку. Как это делать, я уже писал. Вкратце, рисуем прямоугольник и разблёриваем его по Гауссу (filter – blur – gaussian blur) в Фотошопе:

И третий способ отвлечь от выбитых светов или нетянущейся черноты – перевести всё в ч/б.

Ещё раз: для того, чтобы справиться с камерой, надо для начала её хорошо изучить.

Например, если вы снимаете на Олимпус, то лучше фотографию пересвестить, чем недосветить. С Никонами ситуация противопложная – тени на них тянутся великолепно.

4. Не косячьте с резкостью

1. В социальные сети грузим хайрезы
2. Для сайтов и блогов ресайзим и аккуратно шарпим.

Всё. А вы чего хотели? Резкость вообще переоценена.

С неточной фокусировкой справиться сложнее.

Если фокус промазал несильно, выделяем объект, который должнен быть в фокусе, и персонально для него задираем резкость и локальный контраст.

Фокус попал на верёвку, но это не так уж и заметно, верно?
Фокус попал на верёвку, но это не так уж и заметно, верно?

Если дела обстоят хуже, можем, опять же, набросить засветку. Засветка всех спасёт.

И всё же, если вы знаете, что у вас часто мажет автофокус – поджимайте диафрагму. Проще справиться с шумами, чем с боке не там где надо.