Ребенок сломал товар в магазине: должны ли родители платить?

Дети в силу возраста непоседливы и неловки. И вполне могут что-то повредить в магазине во время совместного похода с родителями за покупками. Должны ли оплачивать поломку родители или это риски самого магазина?

Двойные стандарты

«Ну они же дети» таково стандартное родительское оправдание действий их любимых чад. Конечно, дети, кто же спорит. Но умиление и снисхождение к шалостям уместно дома, а магазин это все-таки общественное место: умиляться здесь никто не будет, а ответственность за поведение малышей должны нести родители.

Да и почему магазин должен быть исключением? Представьте ситуацию: ваш ребенок поломал или испортил чужую вещь. Компенсировать убыток придется именно вам: редко кто не понимает, что необходимо извиниться за причинение неприятности и оплатить испорченную вещь.

Однако если аналогичная ситуация происходит в магазине, все происходит с точностью до наоборот. Как будто магазин это не частная собственность: здесь можно все что угодно брать, кидать, ломать.

Что нельзя делать в магазинах

  • Есть или пить неоплаченный продукт. Обычная реакция мам на замечание о том, что нельзя использовать товар, пока он не оплачен: «Не волнуйтесь, я оплачу на кассе». Тем не менее, каждый день сотрудники магазинов находят пустые пакетики из под сока, обертки от конфет, банановую кожуру.
  • Слишком громко шуметь. Согласитесь, редко кому понравится, если ребенок рядом кричит, что есть мочи. Есть родители, которые никак не реагируют и не пытаются объяснить ребенку, что он мешает окружающим (естественно, мы говорим о детях, которые в силу возраста уже могут понять «хорошо-плохо»).
  • Воровать. Да, такое тоже бывает. Конечно, речь идет не о крупных дорогостоящих вещах, но жвачки или чипсы вынести незаметно вполне реально.
  • Забывать оплачивать товары. Понятно, что никто малыша на выходе обыскивать не станет. И некоторые родители этим пользуются, «случайно» забывая товар, например, в коляске. Но бывает, что замотавшись, действительно, забывают. Как бы то ни было, магазин в любом случае несет убыток.
  • Портить товар. Ребенок хватает и ломает шоколадки, роняет-разбивает товар с полки, бросает на грязный пол мягкие игрушки.

Должны ли отвечать родители за ущерб, нанесенный детьми?

Частая реакция родителей перевод ответственности на сам магазин: разместили товар на уровне глаз ребенка, не загородили, за детьми должны присматривать сотрудники торгового зала. И вообще покупатель всегда прав.

Справедливости ради, заметим, что насчет уровня глаз правда: потребитель игрушек малыш, а не взрослый, и ставят их ниже, чтобы увидели именно дети. Но разве это означает, что к вещам можно относиться неаккуратно и снимает ли это ответственность с родителей за убытки? Конечно нет.

Что же делать, если все же неприятность произошла? Нужно определить, была ли порча умышленной. И если нет, то магазин может только попросить оплатить испорченный товар, но не требовать. Ведь закон разрешает взыскать ущерб только в случае умысла, а в ситуации с детьми умысла часто не бывает. А если он и был, то доказать его очень трудно.

И все же если ребенок испортил товар, родители должны понимать, что это чужое имущество. А порчу чужих вещей принято компенсировать.

***

О том, что вам положено по закону и как защитить свои права, читайте на сайте «Жить просто».
Подписывайтесь на наш канал — у нас будет много интересного!