Мир Библии
315 subscribers

Что такое добрая земля?

Схематичное представление притчи Иисуса Христа о семени
Схематичное представление притчи Иисуса Христа о семени

4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
(Лук.8:4-18)

Современная церковь имеет перед собой множество задач, но главная из них – вести войну за разум человека. Целью проповеди является измененный разум человека, измененный образ мысли, которого раньше у него не было, но когда он пришел в церковь, пообщался с другими верующими, попел псалмы, прославил Господа свидетельствами о том, что Он совершил за прошедшую неделю, и самое главное – он послушал Слово Божье и его разъяснение в проповеди, и то, что он услышал, постарался применить в своей жизни.

Главным для меня в жизни было понимание. Понимание причин поступков людей, понимание причин собственных поступков: почему я поступил так, а не иначе, почему я опять поступил подло и как поступать правильно? Почему два хороших человека, которых я люблю больше всего в жизни, не могут жить мирно друг с другом, почему каждый вечер ругань, обвинения, непонимание? Я говорю о своих родителях.

Когда я начал ходить в церковь, когда меня убедили, что там находятся ответы на главные вопросы моей жизни: когда я узнал о грехопадении Адама и Евы, узнал о том, что человек имеет греховную природу, и грех является для него мучительным следствием непослушания Богу, для меня, для моего разума, это было как падение каких-то шор, повязок, закрывающих глаза моего разума.

И сегодня, мы находимся в церкви, и вы видите эти ряды стульев? Что они вам напоминают? Да, правильно, школьные стулья и парты. Мы и сегодня пришли в церковь, чтобы чему-то научиться, чтобы наш разум и наша жизнь после посещения церкви и прослушивания проповеди изменились.

Слушание Божьего Слова является центральным в церковном богослужении, и оно предназначено для разума людей, для того чтобы он изменился и привел человека к общению с Богом, к послушанию Богу, к спасению от ада и к исполнению Его заповедей.

Что же мешает нашему разуму измениться и изменить нашу жизнь к лучшему? Какие существуют преграды в нашем разуме и как нам необходимо их устранить или обойти, если что-то устранить не получается?

Давайте рассмотрим исторический фон выбранного нами для анализа отрывка и что мы можем сказать, делая его культурно-исторический обзор:

Писание Ветхого Завета уже существовали на протяжении около 3,5 тысяч лет. Они записывались, переписывались, передавались из поколения в поколение, изучались в синагогах, еженедельно прочитывались, заучивались наизусть, изучались, толковались и распространялись.

Писания Нового Завета начали формироваться во второй половине первого века нашей эры (от Рождества Христова).

Называемое одной из самых красивых книг Библии, Евангелие от Луки начинается рассказом о родителях Иисуса, рождении Его двоюродного брата, Иоанна Крестителя, Марии и путешествии Иосифа в Вифлеем, где Иисус родился в яслях, и генеалогией Христа через Марию. Общественное служение Иисуса показывает Его совершенное сострадание и прощение через рассказы о блудном сыне, о богаче и Лазаре и о милосердном самаритянине. Хотя многие поверили в эту непредвзятую любовь, которая превосходит все пределы, многие другие – особенно религиозные лидеры – поставили под сомнение утверждения Иисуса и противостояли Ему. Последователям Христа указано учитывать стоимость ученичества, ведь враги Христа стремились к Его смерти на кресте. Наконец, Иисус был предан, пытаем, осужден и распят. Но могила не смогла удержать Его! Его Воскресение гарантирует продолжение Его служения поиска и спасения потерянных.

Авторство: Евангелие от Луки не называет своего автора. Тем не менее, из текстов в Луки 1:1–4 и Деяния 1:1–3 очевидно, что эти книги написал один и тот же автор, адресуя их «досточтимому Феофилу», возможно, римскому сановнику. Согласно преданиям из первых дней Церкви, эти две книги написал Лука, врач и близкий соратник апостола Павла (Колоссянам 4:14, 2 Тимофею 4:11). Это делает Луку единственным язычником, являющимся автором книги Священного Писания.

Адресат: Феофил (возможно, римский сановник) и все верующие и ищущие Бога люди.

Дата написания: Евангелие от Луки, скорее всего, было написано между 58 и 65 гг. н.э.

Цель написания: Как и с двумя другими синоптическими Евангелиями – от Матфея и Марка – целью этой книги является откровение Господа Иисуса Христа и всего, что Он «делал и чему учил … с самого начала и до того дня, когда Он … был вознесен на небо» (Деяния 1:1–2). Евангелие от Луки уникально тем, что оно является «последовательным изложением» (Луки 1:3), в соответствии с медицинским складом ума Луки – часто раскрывая подробности, опущенные в других Евангелиях. История Луки о жизни Великого Врача подчеркивает Его служение и посвящение язычникам, самаритянам, женщинам, детям, сборщикам налогов, грешникам и другим людям, считавшимся изгоями в Израиле.

Исторические моменты, находящиеся в вашем отрывке. Иисус проповедовал в большинстве простым людям: рыбакам, земледельцам, жителям городов. Свои проповеди Ему необходимо было сделать понятными, запоминающимися для людей того времени.

Географические моменты. Евангелие от Луки описывает время до рождения Иисуса Христа, события его сопровождавшие, детство, юность и трехгодичное общественное служение Иисуса Христа на территории северного Израиля – Галилеи.

Культурные моменты. Уровень образования среди книжников и фарисеев был достаточно высокий. В среднем они ежедневно, в течение восьми часов изучали Писание. Широкие массы людей того времени были не грамотны. Не все имели возможность посещать синагогу, некоторые люди были неграмотные (ап. Петр).

Если говорить о литературном контексте, то Евангелие от Луки написано в жанре жизнеописания. Жизнь Христа у Луки излагается преимущественно с исторической стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа, по числу знаков Евангелие от Луки — длиннейшая книга Нового Завета. Евангелие начинается с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане, а именно с благовестия Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его грядущем рождении. Прочие Евангелия начинаются с Рождества Христова (Матфей) или уже с проповеди Иоанна Крестителя (Марк и Иоанн).

Информация, отсутствующая в других Евангелиях

Только в Евангелии от Луки приводятся сведения о родителях Иоанна Крестителя, о событиях, связанных с его рождением, и о посещении Девой Марией Елисаветы, матери Иоанна. Исключительно здесь говорится о поклонении пастухов родившемуся Младенцу, о Сретении и о посещении 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма. Также тексту этого Евангелия мы обязаны знакомством со знаменитым благодарственным гимном Богородицы Магнификат (Величит душа Моя Господа…) (1: 46 - 55), песней Захарии, отца Иоанна Предтечи (Бенедиктус) (1: 68 - 79), песней Симеона Богоприимца (2: 29 - 32) и с ангельской песней «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (2: 14), вошедшей в состав древнейшего богослужебного песнопения — Великого славословия, в латинской традиции — Gloria.

Только здесь упоминаются такие чудеса, как невидимое удаление Спасителя от врагов (4:30), воскрешение сына Наинской вдовы (7:11), исцеление согбенной женщины (13:11), больного водянкой (14:1), десяти прокажённых (17:11) и Малха, раба первосвященника (22:50).

Обширен список притч Христа, не встречающихся в других Евангелиях, в их число входят такие знаменитые, как:

о милосердном самарянине (10:30),

о блудном сыне (15:11),

о потерянной драхме (15:8),

о мытаре и фарисее ((18:10), которая содержит текст «Молитвы мытаря»),

о богаче и Лазаре (16:19);

о десяти минах (19:12);

а также:

о двух должниках (7:41),

о докучливом друге (11:5),

о безумном богаче (12:16),

о бодрствующих слугах (12:35),

о благоразумном домоправителе (12:42),

о бесполезной смоковнице (13:6),

о званных на вечерю (14:6),

о царе идущем на войну (14:28),

о неверном управителе (16:1),

о рабах ничего не стоящих (17:7),

о неправедном судье (18:2).

План Евангелия от Луки

1. Вступление, обращение к Феофилу (1:1—4)

2. Благовестие ангела Захарии (1:5—25)

3. Благовещение (1:26—38)

4. Посещение Девой Марией Елисаветы. Гимн Марии (1:39—56)

5. Рождение Иоанна Крестителя (1:57—80)

6. Рождество Иисуса Христа (2:1—20)

7. Обрезание и Сретение (2:21—40)

8. 12-летний Иисус в Храме (2:41—52)

9. Проповедь Иоанна Крестителя (3:1—20)

10. Крещение Господне (3:21, 22)

11. Родословие Христа (3:23—38)

12. Искушение Господа диаволом (4:1—14)

13. Проповедь в Галилее (4:15—44)

14. Призвание апостолов (5:1—11)

15. Чудеса. Проповедь в Галилее и окрестных землях (5:12 — 6:19)

16. Нагорная проповедь (6:20—49)

17. Исцеления (7:1—17)

18. Креститель посылает учеников к Иисусу (7:18—35)

19. Чудеса и притчи (7:36 — 9:27)

20. Преображение Господне (9:28—36)

21. Иисус идёт из Галилеи в Иудею. Притчи и чудеса (9:36 — 11:36)

22. Обличение фарисеев (11:37 — 12:12)

23. Новые чудеса, притчи и проповедь (12:13 — 19:27)

24. Вход Господень в Иерусалим (19:28—48)

25. Проповедь в Иерусалиме (20:1 — 21:4)

26. Предсказания Иисуса о разрушении Иерусалима и конце света (21:5—38)

27. Тайная вечеря (22:1—38)

28. Гефсиманское борение, арест и суд (22:39—71)

29. Христос перед Пилатом (23:1—25)

30. Распятие и погребение (23:26—56)

31. Явления воскресшего Христа (24:1—49)

32. Вознесение (24:50—53)

Глава 8 Евангелия от Луки находится в разделе 19 Чудеса и притчи. В отличие от других Евангелий, данное Евангелие систематизировано таким образом, что учение Иисуса Христа находиться в одном разделе.

В данном разделе, вместе с притчами о двух должниках, о признании Иисуса – Христом (Мессией) притча о семени занимает центральное место.

Иисус говорит о должниках (грешниках), Он также говорит о необходимости признания Его Мессией, и это невозможно без изучения Писаний и понимания Его роли, роли Его жизни, смерти и воскресения для нашего Спасения. Понимание и принятие того факта, что мы грешники, и что Иисус – наша заместительная жертва, приводит нас к пониманию необходимости жизни и пребывания во Христе для нашего Спасения.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

(Лук.8:4-18)

Наш отрывок может быть распределен по следующему плану:

I) Существуют условия понимания Божьих истин.

A Человек может слушать истину и не понимать.

B Ученики остались с Иисусом и спросили Его.

C Задающим правильные вопросы Бог отвечает.

II) Значение притчи о семени – Слове Божьем.

A Слушающие и забывающие – рабы дьявола.

B Слушающие и понимающие – каменистая земля.

C Понимающие, но не исполняющие – с терниями.

D Понимающие и исполняющие – земля плодоносная.

E Исполняющие и верные – приносящие плод.

III) От человека зависит, какая он "земля".

A Если человек верный, то Бог его прославит.

B Будет широко известен как его успех и провал

C От нас зависит, насколько глубоко мы верим.

D От этого зависит наша награда.

Итак, давайте теперь подробно пройдемся по всему плану:

I Существуют условия понимания Божьих истин.

Скажите мне пожалуйста, а кто проповедовал на прошлом собрании? Какие были темы проповедей? Какие были стихи Писания в основе каждой проповеди? Итак, мы видим, что для нас естественно забывать услышанное, и для греховной природы человека еще более естественно забывать святое Божье слово. Мы должны его помнить и удерживать в нашей памяти.

A Человек может слушать истину и не понимать.

Если вы записали и даже каким-то чудом запомнили, что говорилось на прошлом собрании, то мы на правильном пути, но запомнить, это только самое начало. Вторым этапом является понимание услышанного. Все, кто следовал за Иисусом слышали притчу о сеятеле, и лишь немногие остались, чтобы понять ее.

B Ученики остались с Иисусом и спросили Его.

Мы не самые умные люди, и ученики тоже понимали, что они нуждаются в дополнительном разъяснении. Они остались и спросили Иисуса, о чем эта притча? Он говорит: о вас и о них.

C Задающим правильные вопросы Бог отвечает.

Точно также и мы с вами должны оставаться В «ПРОДЛЕНКЕ» для полного понимания истин, изложенных в слове Божьем. Хорошо быть в школе Иисуса Христа – в церкви, но еще более высшую оценку получает тот, кто задает правильные вопросы, кто старается достичь истины в более полном понимании. Если вы помните историю о молитве Соломона – он попросил правильную вещь – он попросил мудрости в исполнении своего предназначения.

II Значение притчи о семени – Слове Божьем.

Не вся Библия состоит из притч. Есть стихи и главы имеющие прямое значение – как Десять заповедей, например, или нагорная проповедь Иисуса Христа. Но некоторые истины необходимо было «заархивировать», чтобы они стали понятны для нас в нужное время и в нужном месте. Слушавшие Христа были крестьяне и рыбаки, и они смогли хорошо запомнить понятные для них образы. Может быть и для того, чтобы мы смогли их сегодня понять.

A Слушающие и забывающие – рабы дьявола.

Иисус ходил и учил в синагогах и на берегу моря, под открытым небом на горе, и в Иерусалимском храме. Он никогда не выступал с церковной кафедры, но Он уже говорил церкви первенцев – апостолам, и они слушали, принимали, что Он говорит, и пытались это исполнить. Сегодня Его слово звучит в церкви, обращенное к верующим людям, и знаете, что я замечаю за собой: от меня требуются определенные усилия, чтобы сохранить слово, услышанное в церкви. Согласно исследованиям ученых 90% информации, воспринятой на слух - забывается. Если вы слушаете проповедь, лекцию, или находитесь на уроке и ничего не записываете, то вы забудете большую часть из услышанного. Следовательно, ваша жизнь не измениться, и возможно, ваше положение даже ухудшиться. Давайте посмотрим, что происходит на следующем уровне восприятия.

B Слушающие и понимающие – каменистая земля.

Если вы успешно запомнили услышанное, то вам предстоит следующая сложная, но выполнимая задача. Мы все читаем Библию, ну большинство из нас, верующих, ходящих в церковь. А как мы понимаем ее? В прошлый раз я говорил об учениках Христа, о разных людях – разных видах земли. Но Бог снова призывает говорить о Доброй земле, это название сегодняшней проповеди, и оно имеет другое содержание. Эти все виды земли я нахожу в своем разуме. И чтобы мне принести плод, и даже пожать его, мне необходимо пройти все эти этапы: слушать – запомнить – понять – исполнить – остаться верным. И сегодня мы с вами идем на более глубокий уровень понимания.

C Понимающие, но не исполняющие – с терниями.

После понимания разум человека сталкивается с определенной проблемой, когда мы сталкиваемся с определенным выбором: мы должны исполнить услышанное и понятое. Мы должны исполнить его в полной мере, т.к. услышавший, но не исполнивший все еще остается среди тех, кто пожнет плоды Божьего гнева (вспомните слова Христа, о говорящих «Господи, Господи», притчу об овцах и козлах, и его предупреждение об опасности фарисейской закваски – провозглашения но не исполнения. Данный отрывок также предупреждает нас, что придет богатство, придет много дел: пересчитывать купюры, проверять складские запасы и балансовые ведомости, проверять остатки на счетах – это все занимает наш разум и требует пристального внимания. Но это все может заглушить мысли о Боге, о Его заповедях и о необходимости их исполнить, и в этом кроется очень большая опасность – потому что в этом начало отпадения от церкви, от веры, от Слова Божьего – начало отхождения от Иисуса Христа.

D Понимающие и исполняющие – земля плодоносная.

Вот, вроде бы, мы добрались до безопасного уровня – мы услышали, запомнили, поняли, и даже исполнили часть из того, что поняли. Здесь мы с вами похожи на земледельцев, пришедших на плодородную землю и засеявших ее. Что от нас требуется? Ждать! Что? Это самые трудные вещи – ждать и догонять, потому что ты должен прикладывать двойные усилия, чтобы дождаться, когда взойдет то, что ты посеял, или догнать того, кто уже и так бежит быстро!

E Исполняющие и верные – приносящие плод.

Знаете, что мы с вами живем в замечательное время. Возможное время прихода реформации! Реформации сознания. Многие люди испытывают кризис мировосприятия от происходящих событий, многие находятся в стрессе или даже депрессии от непонимания происходящего и от неспособности принять происходящее, когда рушатся «незыблемые» устои общества, когда переписываются законы, попирается основной закон, когда, кажется, не осталось ничего неизменного и постоянного, верного и непродажного, тогда люди с особенной жаждой обращаются к Евангелию и становятся верными учениками Иисуса Христа – становятся доброй плодоносящей землей, как это было в 90-е годы прошлого века.

III От человека зависит, какая он земля.

Очень важный аспект, для нашего с вами понимания, что глубина проникновения в нас Слова, и наша способность принимать и исполнять Его находятся в нашей сфере ответственности. Помните: «не помогло им слово слышанное, не растворенное верою», кто услышит и исполнит – тот построил свой дом на камне, а не на песке, и в нашей власти, куда мы обращаем наш мысленный взор – к каким источникам: к Божьему Слову или к телевизору или компьютеру/смартфону с видосиками.

A Если человек верный, то Бог его прославит.

Бог сравнивает нас, верующих людей, со свечей, зажженной в темноте этого мира. И Он говорит, что предназначение и смысл свечи – в том, чтобы светить, в правильном месте, с хорошим качеством света, но светить! Приходящие в этот мир должны каким-то образом узнать о Боге, и в первую очередь они узнают о Нем из образа нашей жизни, из чистоты нашей речи и из правильной мотивации наших хороших поступков.

B Будет широко известен как его успех и провал

К сожалению, видны бывают не только наши хорошие, но и плохие поступки, и наши прахи и грехи вызывают радость у людей этого мира: «раз у них не получилось, то и нам можно не стараться!» Мы видим, как падают служители, как уходят из церкви верующие и когда-то горевшие верой люди!

C От нас зависит, насколько глубоко мы верим.

Наша часть – заставлять свой мозг напрягаться, запоминать и записывать Божье Слово, пребывать в месте, где оно произносится и исполняется. Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы оставаться верными в том месте, где Бог нас поставил.

D От этого зависит наша награда.

Проникновение Слова в нас – величина динамическая. Она не является зафиксированной, она может либо расти, либо уменьшаться. И в этом должно быть наше повышенное внимание – где я нахожусь сейчас, какова для моего разума доля времени, которую я выделяю, чтобы пребывать в Его слове, чтобы Оно все более глубже проникало в мой разум, и чтобы мне оставаться верным в том, что было «засеяно», чтобы в свое время пожать плод в 30, в 60 и даже в 100 крат.

Пусть благословит вас Всевышний в поиске Истины!

С любовью, уважением и молитвой о вас

Рустам Насыров.