22 691 subscriber

Честь миледи

37k full reads
Честь миледи

Не так давно в одном из обсуждений персонажей романа Александра Дюма "Три мушкетера" один из читателей сказал, что миледи обратилась к д'Артаньяну за защитой ее чести, а он...

Что сделал он, мы все помним, но в чем, собственно, заключалась защита чести миледи?

Как в чем? Она хотела, чтобы д'Артаньян убил графа де Варда.

А в чем провинился граф де Вард?

Он сказал миледи "нет", он ее отверг!

Кто-то может напомнить, что де Вард был не причем, это его подмнил д'Артаньян, но посмотрите на всю эту историю с другой стороны.

Представьте, что письма миледи действительно попадали по назначению, что граф действительно явился на свидание, а когда миледи захотела второе свидание, достаточно грубо ей отказал.

Могло такое быть?

Конечно. Собственно, шанс, что все было бы именно так, был достаточно велик. Но... за это убивать?

Конечно, можно сказать, что в романе описан семнадцатый век — дикое время. Но ведь во всей этой истории еще один момент.

Де Вард — верный человек кардинала де Ришелье, которому служит миледи. Он родственник графа де Рошфора, который опять же служит Ришелье. Смерть де Варда — это нанесение урона Ришелье, лишение его верного человека, а у кардинала не так уж и много верных людей. И лишить его еще одного из-за того, что тот ее отверг?! Это не слишком?! Особенно для особы, которая, якобы, страдает за Францию, которая воплотилась в Ришелье.

Но и это не все.

Посмотрите с самого начала, как повела себя миледи. Ее первое письмо де Варду уже интересно:

Особа, интересующаяся вами более, чем может высказать, хотела бы знать, когда вы будете в состоянии совершить прогулку в лес. Завтра в гостинице "Золотое поле" лакей в черно-красной ливрее будет ждать вашего ответа.

Миледи просто сама осторожность! Сколько таинственности, сколько недосказанности, чтобы не бросить на себя тень.

Вот только пишет она это человеку, который недавно в ходе выполнения тайного поручения кардинала получил 4 (четыре!!!) серьезные раны. Да, он выздоравливает, но вряд ли он готов ввязаться в авантюру, отправившись в лес (и даже в гостиницу) неизвестно для кого.

Короче, ответа нет.

Миледи пишет второе письмо. И — о радость! — она все же вспоминает, что ее герой может быть болен, но напоминает ему, какими глазами он смотрел на нее на балу госпожи де Гиз.

Хотя, между нами, а с чего она решила, что смотрел он именно на нее? Вдруг такими же глазами он смотрел на всех красивых дам.

Ответа опять нет. Люди ведь не обязаны отвечать на каждое любовное послание. У них могут быть какие-то другие желания, привязанности, цели... Они не обязаны удовлетворять любовную жажду каждого, кто влюбится.

И, наконец, третье письмо — это просто шедевр. Здесь все прямо и без каких-то иносказаний:

Вот уже третий раз я пишу вам о том, что люблю вас. Берегитесь, как бы в четвертый раз я не написала, что я вас ненавижу.
Если вы раскаиваетесь в своем поведении, девушка, которая передаст вам эту записку, скажет вам, каким образом воспитанный человек может заслужить мое прощение.

А теперь представьте, что вот такое письмо с угрозой (либо в постель, либо отомщу) пишет мужчина женщине. Что скажут все? Что это наглое домогательство. Что любви угрозами не добиваются.

Но неужели что-то меняется, если автор письма женщина? Нет, домогательство остается домогательством — по прежнему явлением отвратительным. И никакая любовь не является оправданием подобных действий.

Впрочем, а есть ли тут любовь? Нет. Есть только жажда обладания, не более.

Что интересно, получив вот такие письма, в том числе и последнее с угрозой, граф де Вард вполне мог возмутиться и действительно написать миледи то письмо, что написал д'Артаньян — мол, не понял, что письма адресовались мне, приду, искуплю. А потом сделать то, что сделал д'Артаньян — прийти на первое свидание, а вместо второго написать письмо, в котором бы посоветовал миледи ждать своей очереди. Потому что нечего угрожать! Любви не добиваются таким способом!

Но для миледи отказ равносилен преступлению. К тому же она забеспокоилась, а не узнал ли де Вард ее тайну? Собственно, у нее не было оснований для последнего подозрения, но вдруг? И решение уничтожить де Варда — это не было попыткой защитить честь от негодяя, это было желание избавиться от опасного свидетеля, пусть и гипотетического.

И она обратилась к д'Артаньяну, которого считала болваном, но при случае, болваном полезным. Болван должен был убить де Варда на дуэли.

Честь миледи

Что интересно, защита чести женщины на дуэли предполагает, что вызывающий называет истинную причину поединка, ведь именно его победа на дуэли обеляет оскорбленную женщину.

Но миледи этого было не надо. Ей надо было просто уничтожить того, кто посмел ее отвергнуть и, может быть (всего лишь может быть) посмел проникнуть в ее тайну. И потому д'Артаньяну предлагается придумать предлог для поединка. И миледи, совершенно не беспокоясь о своей чести, сама спрашивает д'Артаньяна , как ей отплатить ему за услугу, сама его поощряет и сама открывает ему дверь на назначенном свидании.

Расплатиться собой? Какая чепуха... Честь была последним, что волновало миледи.

И как часто случается, желая избавиться от мнимого свидетеля, миледи нарвалась на реального. Закончилось это печально. Для миледи тоже.

Честь миледи

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей