22 661 subscriber

Два взгляда на дуэль...

5,5k full reads
Два взгляда на дуэль...

Очень часто, рассуждая о прошлом, люди не учитывают такое явление, как время. Им кажется, что в любые времена люди не меняются, и они не замечают, что это представление ошибочно. Конечно, физически человек остается прежним -- одна голова, две руки, две ноги... Но вот взгляды человека на окружающий мир меняются кардинально. И кардинально могут меняться представления о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо".

Вот один очень известный пример, два произведения девятнадцатого века -- роман в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" и одноименная опера П.И. Чайковского. Роман писался в 1823-1830 годах. Опера была написана в 1878 году. Как видите, между ними промежуток в сорок восемь лет. Всего в сорок восемь... Но как изменились взгляды!

Если вы помните, в романе Пушкина дуэль Онегина и Ленского была описана очень просто. Приревновав Ольгу к Онегину, Ленский незаметно покинул бал в доме Лариных, а потом -- без всякого шума -- отправил бывшему другу вызов на дуэль. Онегин был недоволен своим поведением, но -- вот ведь незадача! -- вызов был передан через дуэлянта и сплетника Зарецкого. У Ленского тоже появились сомнения в необходимости дуэли, он обнаружил, что никакой Онегин не заменил его в сердце Ольги, но...

Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда
.

В романе очень хорошо видно, что все могло быть иначе, а к трагической гибели Ленского героев привела юношеская глупость, ложный стыд и страх перед насмешками Зарецкого. А так -- персонажи вполне могли помириться.

А что у нас в опере Чайковского?

В опере Ленский прямо на балу в порыве ревности публично оскорбляет Ольгу -- уверяет, что она "Как демон коварна и зла" -- после чего и следует дуэль с Онегиным. На месте дуэли Ленский исполняет прекрасную арию, зрители рыдают, герой погибает и...

Подождите, подождите, но это же нечто противоположное роману Пушкина! В эпоху Александра Сергеевича подобное поведение Ленского не вызвало бы к нему ни малейшего сочувствия окружающих, и дуэль была бы неизбежной. Это в романе Пушкина герои могли примириться. В ситуации, описанной в опере, примирение было невозможно -- обязательно драться, причем, на смерть!

Но зрители и слушатели конца 1870-х годов не видели в этом никакой проблемы. Ну, произнес Ленский несколько злых слов. Ну, обидел публично девушку. Но он же страдал, его же можно понять... Неужели из-за этого надо драться на дуэли?

Как видите, не прошло и пятидесяти лет, а люди перестали понимать, что двигало героями пушкинской эпохи. Конечно, можно сказать, что все дело в театральной условности, но это не очень помогает, потому что у людей 1870-х изменились представления о "хорошо" и "плохо", они не заметили, что подменили ситуации, не задумывались, чем бы грозили такие оскорбления Ольге, не случись дуэли.

Первая треть века и последняя треть того же девятнадцатого века. И уже разная мораль. Когда же речь заходит о разных веках, выясняется, что люди и их мораль меняются еще больше.

Два взгляда на дуэль...

© Юлия Р. Белова