22 690 subscribers

Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм

30k full reads
Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм
Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм

Если назвать имя Караваджо, то знатоки живописи немедленно восторженно примутся перечислять его достижения. Его назовут реформатором европейской живописи XVII века, основоположником реализма в живописи и первым, кто начал использовать резкое противопоставление света и тени. А еще начнут перечислять великих художников, которые вслед за ним принялись подчеркивать контрастное освещение фигур на картине, и, конечно, драматизировать то, что там происходит. И обязательно скажут, что за исключением Микеланджело никто из итальянских художников не оказывал такого влияния на живопись.

Пожалуй, так и есть.

Караваджо родился то ли 28, то ли 29 сентября 1571 года, так что в этом сентябре ему исполнится 450 лет — есть время подготовиться к юбилею.

Правда, при рождении будущего художника звали иначе — Микеланджело (да-да, представьте себе!) Меризи.

Откуда же взялось имя Караваджо?

Все просто: его детство (с пяти лет) прошло в небольшом городке Караваджо, вот по названию этого города художник и взял себе прозвище, то есть Микеланджело Меризи из Караваджо, а потом просто Караваджо.

В 13 лет Меризи поступил учеником в мастерскую художника Симоне Петерцано. Принято говорить, что там были сильны традиции реализма. Его ранние работы не сохранились, зато известно, что с самой юности он отличался отвратительным характером.

Скандалы, драки, тюремное заключения, чье-нибудь заступничество, опять скандалы, драки и тюрьмы...

В 20 лет Караваджо пришлось бежать. Очередная драка за карточным столом закончилась убийством.

Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм
Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм

В Риме все началось сначала. И при этом Караваджо всегда кто-нибудь покровительствовал — принцы, кардиналы, художники... Он поступает в мастерскую Джузеппе Чезари, и ему доверяют писать на фресках цветы и листья.

Кстати, о цветах, листьях, а также плодах. Именно Караваджо впервые в итальянской живописи создал натюрморт. Это случилось в 1596 году. Удивительное дело, но почему-то об этом упоминают редко. Видимо, считают натюрморт как самостоятельный жанр недостаточным для славы.

Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм
Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм

Караваджо очень много работал и, что опять же удивительно, после него не осталось набросков и эскизов. И не потому что они не дошли до наших дней — если бы они были, то по статистике хоть что-нибудь, да сохранилось бы. Но нет — судя по всему, Караваджо сразу работал на холсте.

В 22 года художник чуть было не умер от малярии, а выздоровев, изобразил самого себя на картине "Больной Вакх" (денег на натурщиков у него не было).

Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм
Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм

Таким образом, облик Караваджо известно очень даже хорошо — постарался и он сам, и другие художники. На картине Вакха ему 22 года. А вот на картине "Давид с головой Голиафа" (он изобразил себя в виде отрубленной головы) — 36 лет. А еще есть автопортреты в виде второстепенных персонажей на других картинах.

Отрубленная голова Голиафа (автопортрет Караваджо)
Отрубленная голова Голиафа (автопортрет Караваджо)

Караваджо вел странную жизнь. Его описывали как человека грубого, несдержанного, частенько грязного, ходящего бог знает в каком рубище — вообще, безразличного к тому, где жить и что есть, лишь бы писать.

Он писал возвышенные картины, приносящие ему славу — правда, моделью для Мадонн оказывалась куртизанка (ну, не он первый, не он последний).

Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм
Еще один гениальный безумец: Караваджо и караваджизм

И хотя такая интерпретация евангельских тем не всем нравилась, слава Караваджо росла, и в дальнейшем его картины не раз копировались и на них писали новые версии.

Кстати, всем известна картина Караваджо "Лютнист" (хотя долгое время историки полагали, что на картине изображена девушка). Перед лютнистом лежат ноты, на которых видно, что именно играет музыкант. Это мадригал Якоба Аркадельта "Вы знаете, что я люблю вас". Мадригал можно послушать — он хорошо известен:

Но вернемся к Караваджо.

Он знакомился с выдающимися людьми века: Галилеем, Яном Брейгелем Старшим (Бархатным), Кампанеллой, Джордано Бруно — с последним в тюрьме. Ну, да, с характером Караваджо тюрьма уже давно стала для него домом родным. Драки, угрозы, избиения были в жизни художника обычным делом. Но за него всегда кто-то заступался, кто-то прятал на своих виллах в разгар грозы — ведь гений, что тут поделаешь.

"Обращение Савла" (Путь в Дамаск)
"Обращение Савла" (Путь в Дамаск)

В мае 1606 года очередная склока во время игры в мяч (а это предшественник тенниса) привела к ожесточенной драке, а драка закончилась убийством. И вот тут у папы римского Павла V лопнуло терпение, и он объявил Караваджо вне закона.

Караваджо пришлось бежать.

Сначала его прятали в своем имении члены семейства Колонна. Естественно, писать картины он не прекращал.

Потом художник бежал в Неаполь, а затем отправился на Мальту и стал кавалером Мальтийского ордена, пусть и без права ношения орденского креста, так как был простолюдином.

Спросите, что это — неужто раскаяние?!

Все возможно. Но важно и то, что принадлежность к ордену обеспечивала Караваджо защиту от преследования за убийство.

"Призвание апостола Матфея"
"Призвание апостола Матфея"

Казалось бы — вот она безопасность, живи и радуйся, пиши картины и не греши.

Но нет!

Вступление в орден ничуть не смягчило нрава Караваджо. В июле 1608 года он становится братом, а вскоре учиняет очередное непотребство. Орден готов был дать убежище гениальному художнику, но не собирался потворствовать в безобразиях одному из своих братьев. И... Здравствуй, каменный мешок!

Как Караваджо ухитрился бежать из каменного мешка, неизвестно, но у него получилось. В октябре он бежал на Сицилию — в Сиракузы.

И вновь получил убежище. На этот раз его приютил бывший ученик и модель художник Марио Миннити, тот самый, что изображен на картине "Лютнист", тот самый, с которым несколько лет назад Караваджо разругался вдрызг. Хорошо хоть не убил.

"Положение  во гроб"
"Положение во гроб"

Потом были Мессина, Палермо, Неаполь, новые картины...

А в Неаполе на Караваджо было совершено покушение. И не стоит удивляться! Понятие "вне закона" подразумевало, что Караваджо имел право убить любой человек, а бегство из тюрьмы Мальтийского ордена означало, что орден больше не будет его защищать. К тому же за свою жизнь постоянными драками, угрозами, насмешками и издевками Караваджо нажил множество врагов. И то, что покушение не случилось раньше, было большим везением художника, а, возможно, причина была в ином — желающих было так много, что они мешали друг другу и отталкивали от ненавистного человека.

"Мадонна с четками"
"Мадонна с четками"

Впрочем, заступников у Караваджо тоже было много, в том числе и среди кардиналов. И они усиленно пытались добиться от Павла V помилования Караваджо.

А тот в надежде на благоприятный исход, постарался перебраться поближе к Риму. Сначала в дорогу он отправился морем, потом пешком и в результате умер в дороге. Он не дожил даже до 39 лет. Папский указ о помиловании художника и известие о его смерти пришли в Рим чуть ли не одновременно.

Принято говорить, что Караваджо был верен реализму. И каждый раз читая это, я удивляюсь — люди пишут это всерьез?! Где они обнаружили реализм? Ну да — тела моделей, предметы на картинах, но вот все остальное... Где происходит действие? Неужто кто-то думает, что на картине "Гадалка" изображена уличная сценка?

Да нет, это собрались люди и решили поиграть в гадалку и кавалера.

Должно быть, и Караваджо решил, что его гадалка слишком чистенькая, так что в картине "Мадонна паломников" у паломников грязные пятки. Но грязных пяток недостаточно для реализма. Все-таки — где происходит эта сцена? Где источник света на картинах Караваджо?

Строго говоря, источник света — окно и, видимо, открытая дверь — есть на картине "Призвание апостола Матфея", вот только расположены они не там, где обычно находятся, а там, где художнику удобнее разместить источник света для наибольшего эффекта.

А жесты? Это театрально воздетые руки. Расчетливо расположенные фигуры, словно с учетом зрителей.

Ну, конечно — это практически театр, что временами подчеркивается еще и алыми драпировками. Это не реализм, а театральное действо с демонстративностью переживаний. Это эпоха барокко как она есть — когда чувство, которое не демонстрируется всему миру, считается несуществующим.

По пути Караваджо пошли многие художники — искусствоведы насчитывают сотни имен. Игра света и тени завораживали творцов и зрителей. А в реализме многие ушли гораздо дальше Караваджо, отказавшись от его театральной условности. И все же во многом он был первым. И этого уже не отнять.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Путеводитель по каналу. Часть 3

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки