22 690 subscribers

Эта ужасная дворцовая жизнь... Король танцует!

14k full reads

Сказать, что Людовик Четырнадцатый любил танцевать, значит, не сказать ничего. Танцы и, особенно, балет были его страстью. Строго говоря, это не удивительно. Его отец был прекрасным композитором, музыкантом, певцом и танцором. У Короля-Солнца талантов было несколько меньше (зато был талант короля), да и балет для него стал практически государственным делом.

А началось все с грандиозной постановки "Балета ночи" (в ролике наверху его как раз и постарались изобразить. Фильм "Король танцует", 2000 г.). Людовику было 15 лет, а балет длился 12 часов -- с вечера до утра! 45 танцев, и король исполнял пять из них -- оцените выносливость юного Людовика, а также выносливость придворных. При этом речь идет не только о придворных танцорах, но и о зрителях. Способны ли вы 12 часов подряд наблюдать балетный спектакль?

Возможно, не все участники получали удовольствие от балета, и уж тем более вряд ли наслаждались бывшие мятежники-фрондеры, вынужденные танцевать в спектакле и демонстрировать покорность королю. Сильно подозреваю, что их чувства не так уж и отличались от чувств пленников, вынужденных участвовать в римских триумфах. Но кто их спрашивал... Хотите вернуть милость короля? Так танцуйте... Даже если терпеть не можете танцы.

Людовик Четырнадцатый в роли Аполлона
Людовик Четырнадцатый в роли Аполлона

Да и сами танцы эпохи Людовика Четырнадцатого были довольно жестоки к придворным, зато именно они заложили основы для классического балета. Это в танцах эпохи Ренессанса все было просто и естественно. В танцах эпохи барокко естественного не было ничего.

Эта ужасная дворцовая жизнь... Король танцует!

Это тогда появились 5 позиций ног и выворотность (способность к свободному развертыванию ног от бедра до кончиков пальцев наружу, параллельно линии плеч) -- основа балета. Скажите спасибо Людовику Четырнадцатому и Пьеру Бошану, его хореографу. Между прочим, к выворотности способны далеко не все, это определяется анатомией человека. Представляете, сколько проблем это создавало придворным -- невозможность или наоборот обреченность на танцы из-за особенностей строения тазобедренного сустава? А ведь есть еще и колени...

Эта ужасная дворцовая жизнь... Король танцует!

В романе Дюма "Виконт де Бражелон" д'Артаньян мог сколько угодно иронизировать над танцевальными увлечениями короля, а вот в реальности придворным было не до смеха.

Эта ужасная дворцовая жизнь... Король танцует!

В 1661 году король основал в Лувре Королевскую Академию танца. Хореограф Пьер Бошан и композитор Жан-Бастист Люлли многое сделали для ее развития. И чуть ли не каждый спектакль, в котором танцевал король, проводил мысль о божественной власти Людовика. И придворным ничего не оставалось, как усиленно выпрашивать у короля и его друга господина де Сент-Эньяна роли в этих спектаклях. Но король был очень придирчив.

В 1670 г. король в последний раз танцевал в балете -- к этому времени его здоровье основательно пошатнулось. А что делать? Методы лечения в те времена были столь суровы, что уйти невредимым не удавалось никому. Придворные с облегчением выдохнули и тоже покинули сцену. Отныне в балете предстояло блистать только профессиональным танцорам (хотя любительские балетные спектакли случались и в более поздние времена), а придворные могли отдохнуть в зрительном зале. Король же, полагая, что танцоры-простолюдины не могут сравниться со знатью, предпочел балетным спектаклям оперные.