22 690 subscribers

Из истории средневековых наказаний... А если судебная ошибка?

1,5k full reads
Из истории средневековых наказаний... А если судебная ошибка?

На изображениях средневековых городов то и дело попадаются изображения виселиц с телами. Можно подумать, будто смертные казни осуществлялись в те времена чуть ли не каждый день.

На самом деле это не так. Просто тела с виселиц, как правило, не снимали. Считалось, что во-первых, это является грозным предупреждением будущим преступникам, а во-вторых, является дополнительным наказанием для казненных. Право быть похороненным рассматривалось как величайшая милость, которая может быть оказана преступнику. Очень редко осужденные получали эту милость.

Из истории средневековых наказаний... А если судебная ошибка?

Подобная практика прекрасно ложилась на представления Нового времени, что Средневековье -- время отчаяния. И все же правосудие в те временами, как и в любом обществе, старалось добиться справедливости. Конечно, как и в любом обществе, в Средневековье случался неправый суд, но все же в отношении преступлений против правосудия закон не молчал. Не случайно художники так любили изображать наказание неправых судей, да и в реальности такие случаи известны.

Но одно дело искажение судопроизводства, превышение полномочий суда, а что делать, если случилась судебная ошибка? От ошибок не застрахован никто. И как быть, если выяснилось, что казнен невиновный?

Так вот, в Средневековье не отрицали, что такое вполне возможно, и для решения проблемы была предусмотрена особая церемония снятия казненного с виселицы.

Поскольку обвинение и казнь проходили публично, то и возвращение казненному и его родственникам доброго имени должно было осуществляться публично. Главную роль в этом действе играл судья, вынесший ошибочный приговор.

Сначала в сопровождении стражи и родственников казненного судья отправлялся во главе процессии к виселице, на которой висел невинно осужденный. Там судья должен был принести покаяние, попросить прощение у казненного, а потом снять труп с виселицы.

Да, он должен был сделать это самостоятельно, без чужой помощи. Сам приговорил к смерти -- сам по мере возможности исправляй содеянное. А ведь тело могло находиться на виселице не день, не два, и даже не месяц. Так что снятие казненного с виселицы было немалым испытанием для судьи.

Но и это не все -- сняв тело несчастного, судья должен был для восстановления чести невинно осужденного еще и поцеловать его в губы.

Тяжко? О, да. Но невиновному и его семье было гораздо хуже, когда приговоренного вешали.

Конечно, далеко не всегда этот ритуал можно было осуществить физически. Все же труп мог находиться на виселице не месяц, не два и даже не полгода. Иногда снимать и целовать было просто нечего. В таких случаях тело осужденного разрешалось заменить изображением в натуральную величину, с которым и проводился дальнейший ритуал.

Из истории средневековых наказаний... А если судебная ошибка?

Впрочем, снятием тела с виселицы и поцелуем дело не ограничивалось. Судья должен был лично передать тело родственникам -- иногда отнести на руках в церковь или в дом родни казненного -- для свершения достойного погребения. И, конечно, вновь попросить у родственников погибшего прощения.

На этом церемония завершалась. Казненный и его родные в глазах общества восстанавливали свою репутацию. Судья признавал свою ошибку, нес заслуженную кару, но принеся покаяние и попросив прощение у потерпевших, мог вернуться к своей судейской деятельности. Ведь ошибка -- не преступление, она с каждым может случиться.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Путеводитель по каналу. Часть 3

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки