22 691 subscriber

Между костром и модным прорывом: женщины в мужских нарядах в эпоху Возрождения

1,9k full reads
Между костром и модным прорывом: женщины в мужских нарядах в эпоху Возрождения

"Никто не должен носить одежду другого пола", -- это правило было известно со Средневековья. Но... всегда есть те, кто не подчиняются правилам.

"Жанна д'Арк! -- радостно напомните вы. -- Ко двору дофина, будущего Карла Седьмого, она явилась в мужской одежде! Да и потом носила ее не переставая."

Да-да, она тоже, вот только ее сожгли на костре. В том числе и за мужскую одежду. И через полтораста лет после ее смерти знаменитый придворный и писатель Брантом рассуждал... О чем бы вы думали? О подвигах Жанны? О спасении ею Франции?

Нет, о том, что женщинам мужская одежда не идет. И о том, что Жанна очень повредила себе, выбрав такой неудачный наряд. И насколько лучше поступили женщины Сиены, которые для воодушевлении мужчин во время осады ходили отрядами по городу в красивых платьях, скроенных наподобие платьев нимф.

Читая эти рассуждения, я думала, сильно ли короткие платья горожанок помогли воинам, но вот Брантома эти мысли не донимали.

И все же, хотя мужские наряды женщинам были запретны, уже в середине XV века король Людовик Одиннадцатый устроил в замке Плесси-ле-Тур праздник, на котором мужчины были наряжены в женские одежды, а женщины в мужские. Видимо, таким образом он выражал уважение к покойной Жанне.

Все ли были довольны таким переодеванием -- история умалчивает, но в эпоху короля Людовика многие убедились, что с королем лучше не спорить. Так что оставалось наряжаться и утешать себя тем, что мужчины в женских нарядах выглядели много хуже, чем женщины в мужских.

Замок Плесси-ле-Тур
Замок Плесси-ле-Тур

Развлечения Людовика XI прекратились довольно быстро, зато в новом XVI веке женщины начали понемногу заимствовать мужские детали одежды.

Сначала Екатерина Медичи позаимствовала у мужчин штаны, потому что в новом дамском седле ездить было удобно только при их наличии. Дело о штанах было рассмотрено теологами Сорбонны, которые после долгих дебатов позволили женщинам данную вольность, но лишь под юбкой.

Сами посудите, при такой посадке и таком расположении лук седла без штанов не поездишь
Сами посудите, при такой посадке и таком расположении лук седла без штанов не поездишь

Потом Екатерина позаимствовала у мужчин каблук. Знаменитый Брантом каблуки у женщин осудил:

Некоторые дамы полагают, что чем выше каблук и длиннее носок, тем богаче и роскошнее вид их и тем больше сердец они к себе привлекут; увы, жалкое зрелище представляют тогда их икры и ступни, и смешно смотреть на такую женщину, чей высокий рост — не дар природы, но ухищрения искусства.

Но дело-то было сделано! Шаг за шагом, но каблуки стали завоевывать популярность, пока через пару-тройку веков полностью не были отвоеваны женщинами у мужчин.

Но самой большой привлекательностью обладали для дам мужские наряды в целом.

Сами посудите, во-первых, не такой зверский корсет, а временами, и вовсе отсутствие корсетов, возможность безопасно ездить верхом, подниматься и спускаться по лестницам, не бояться, что кто-то неловкий наступит на подол платья, не мести подолом весь дворцовый мусор, не говоря уж о грязи мостовой, в общем -- сплошные выгоды. К тому же мужские наряды были не такими громоздкими и тяжелыми.

Прославленная Александром Дюма королева Марго с удовольствием носила мужское платье -- ей нравилось демонстрировать кавалерам ноги -- и Брантом, во всех остальных случаях не одобрявший ношения мужской одежды женщинами, восхищался Маргаритой и уверял, будто она ослепительно прекрасна.

Маргарита де Валуа
Маргарита де Валуа

Естественно, дамам не хотелось отставать от королевы, но -- увы! -- то, что дозволено королеве, не дозволено простым дворянкам, пусть и титулованным.

Итак, слово Брантому:

Вспоминается мне, как одна дама лет двадцати пяти, недавно представленная ко двору (и мне знакомая), вздумала подражать королеве, изобразив из себя опытную прелестницу: она явилась в бальную залу в мужском наряде; уж поверьте, не было там человека, что не оглядел бы ее пристально и не посмеялся над нею; даже сам король отпустил шутку в ее адрес (а уж в шутках ему не было равных во всем королевстве), заметив, что она походит на палку от метлы, а еще на малеванных фландрских баб с трубкою в зубах, коих вешают над камином в тавернах и кабаках; он приказал передать ей, что ежели она вновь явится ко двору в таком наряде и обличье, то ей сунут трубку в рот, дабы потешать и веселить придворных.

Не слишком-то похоже на изысканного короля, правда? Но Генрих Третий только в романах выглядит человеком вежливым и утонченным, а в обыденной жизни бывал груб, обожал злые шутки и был склонен устраивать публичные скандалы.

И все же временами носить мужские наряды женщинам удавалось и даже было предписано. В 1577 году Екатерина Медичи устроила в честь любимого сына Генриха праздник в своем замке Шенонсо, где мужчины должны были нарядиться в женские платья, а женщины в мужские, и все были в зеленом. Праздник получил название "Зеленого праздника в Шенонсо" и настолько поразил современников роскошью и смелостью нарядов, что о нем вспоминали еще долгие годы.

Шенонсо -- дамский замок
Шенонсо -- дамский замок

А потом придворным стало не до праздников. Гражданские войны во Франции становились все более ожесточенными, так что ношение мужской одежды для многих женщин стало насущной необходимостью.

Не ради моды, а ради безопасности.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей