Лет пять или шесть назад мне восторженно рассказали о сериале "Сверхъестественное", посоветовав обязательно его посмотреть. Городские легенды, мистика, детективы, симпатичные персонажи...
Мистика меня не слишком занимала, но вот городские легенды и детективы — это было неплохо. К тому же я всегда была уверена, что наиболее полно менталитет того или иного общества отражается вовсе не в шедеврах литературы или кинематографа, а в популярных сериалах или даже дешевых комиксах. Впрочем, потом оказалось, что некоторые серии СПН (SPN), как называют сериал поклонники, очень даже хороши.
О чем повествует сериал?
О двух братьях — Дине и Сэме Винчестерах из Канзаса (название с детства ласкает слух, верно?) — которые на черной Шевроле Импале (между прочим, в США это культовый автомобиль) 1967 года выпуска колесят по США и сражаются с нечестью. По крайней мере, в начале было именно так.
Пятнадцать лет — долгий срок, так что от юных героев, про которых периодически кто-нибудь говорил, что они подозрительно молоды, персонажи прошли путь до заматерелых, битых жизнью мужиков, а от городских легенд до вселенских катастроф, которые повторяются с завидной регулярностью.
И последнее понятно. Попробуйте каждую неделю выдавать на-гора определенный объем художественного текста. А количество драматических ситуаций конечно. Их всего 36.
Поскольку к тому дню, когда мне рассказали о "Сверхъестественном", сериал уже давно шел (с 2005 года), то чтобы догнать его, мне потребовалось смотреть прошедшие сезоны ударными темпами — по нескольку серий в день. И при таком просмотре я заметила то, что несколько расходилось с уверениями поклонников.
Во-первых, бросилось в глаза, что временами под видом мистики и фантастики речь в сериале идет о вполне реальных вещах, а проблемы решаются частенько совершенно неполиткорректно, но практично (хотя временами так и хотелось крикнуть персонажам, сценаристам и режиссерам: "Куда голыми руками лезете?! Про технику безопасности вам никто не говорил?!". Впрочем, злостное несоблюдение техники безопасности беда почти всех американских фильмов). По крайней мере, долгое время было так.
Во-вторых, порадовал размах затронутых тем: семейные отношения, взаимоотношения разных социальных групп (в том числе отношения мальчиков из колледжей и простых работяг), расовые проблемы, фундаментализм и либерализм, здравоохранение, бизнес, политика (!), массовая культура, реклама, фэндом, ролевые игры, фанфикерство (продолжительная стрельба камнями по всем огородам)...
Перечислять можно долго. Вы же помните — каждую неделю выдавать определенный объем текста (сценарий). Поневоле отобразишь весь мир на экране и сделаешь пародии на все самые известные фильмы, шоу и книги.
Кое-что, правда, веселило: появление русских персонажей (развесистая клюква, как она есть), и странное игнорирование нашей страны со стороны магической карты бункера персонажей (когда у них появился бункер) и всякой нечисти. Даже Баба-Яга (ударение на букву Я) от нас сбежала. И, наверное, некоторая логика в этом есть. Большая часть нечисти боится соли, а соли у нас много. Весь мир знает, что гостей мы встречаем хлебом-солью, ну какая пакость тут выживет? А уж зимой (т.е. довольно долго) соль у нас буквально высыпается на дороги и тротуары. В общем "нам не страшен серый волк — мы на нем ездим". Но я отвлеклась.
Зато постепенно в сериал стала проползать политкорректность — сначала осторожно, потом все более активно и напористо. Оказалось, что даже в Канаде, где, собственно, и снимается сериал, отсидеться невозможно. Вопреки логике, инфантилизм стал приниматься сценаристами за взросление, юные хрупкие девы стали укладывать на лопатки сильных тренированных мужиков, восторги перед ковбойскими историями стали представляться как отсталость и бескультурье, а сценаристы принялись ломать характер персонажей об колено.
Но одновременно оказалось, что у снимающихся в сериалах (тем более фантастических) свободы и возможности маневрировать чуть больше, чем у тех, кто снимается в голливудских фильмах. В сериалах позволяется импровизация, и хороший актер (в сериале они есть), может, повторив все реплики сценария, сыграть совсем не то, что написал сценарист. К радости зрителей. Точнее, не всех зрителей, а тех, что постарше. А вот поколение снежинок (они же фиалки) новшества принимают на ура. Но даже их восторгов оказалось недостаточно, чтобы запустить спин-офф (вбоквел) про юных дев — охотниц за нечистью. Потому что при всей политкорректности это оказалось слишком неправдоподобно и скучно.
А теперь сериал ждет финал, который очень волнует зрителей разных стран. И проблема финала даже не в том, смогут ли братья Винчестеры в очередной раз спасти мир, а в том, что победит — здравый смысл с логикой или политкорректность?
И вот это действительно проблема.
Остается ждать.
PS Это было вступление к серии статей о "Сверхъестественном". Далее предполагается разобрать некоторые знаковые эпизоды. Если есть пожелания по конкретным сериям — называйте их в комментариях.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1
Путеводитель по каналу. Часть 2
Путеводитель по каналу. Часть 3
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки