23 316 subscribers

Секреты старинной музыки

726 full reads
Секреты старинной музыки

Когда-то давно мне попалась интересная информация о средневековом композиторе-монахе, чья музыка вызывала такой восторг верующих, что они готовы были пройти пол Европы, чтобы услышать его песнопения.

Зачем им было нужно идти через города и страны?

Дело в том, что композитор всю жизнь служил в одной и той же церкви, а со средствами связи в те времена дело обстояло плохо. Да и книгопечатания еще не было. Даже в наше время издание нот не самое легкое дело, а в те времена об этом нечего было и мечтать.

Ноты церковных произведений обычно хранились в тех церквях, где трудились монахи-композиторы. Конечно, существовали записи и светских песен, а знатные и богатые люди вполне могли заказать переписчикам список подобных сборников, но это было не просто дорого, а очень дорого.

А записать музыку на слух... Конечно, это было возможно. Но, во-первых, нотная грамота была известна людям еще хуже, чем просто грамота. А во-вторых, для того, чтобы записать музыку на слух, опять же надо было отправиться через половину Европы.

Средневековая рукопись с нотами
Средневековая рукопись с нотами

В общем, паломники толпами собирались послушать райское пение.

Ну, да, пение. Хотя обычно люди представляют себе католическую церковную музыку как музыку органную, на самом деле орган в церквях появился гораздо позже. Первоначально все церковные песнопения исполнялись без музыкального сопровождения.

И никаких больших хоров при церквях не было. Четыре-пять человек — и все.

Секреты старинной музыки

Вот в монастырях да — пели все монахи, так что хоры временами получались большими. А в обычной городской церкви — откуда?

Секреты старинной музыки

Но время шло, вкусы менялись, в том числе и музыкальные. Забывались одни композиторы, появлялись другие. Композиторское искусство тоже шло вперед, появлялись все новые и новые композиторские техники.

И, конечно, все это записывалось, но не стоит думать, будто достаточно поставить старинные ноты на пюпитр, и музыкант или певец смогут исполнить записанную в сборнике музыку. Принципы записи музыки менялись, так что даже музыку XVIII-XIX века (а это почти современность, а не какое-то Средневековье) временами надо расшифровывать.

Долгое время этим никто не занимался, но в последней трети ХХ века интерес к исторической музыке возродился. Рукописных книг с записью старинной музыки и изображениями поющих и играющих на музыкальных инструментах было много. Музыкантов и певцов, желающих исполнять такую музыку, тоже. Дело было за малом — расшифровать.

И расшифровывали.

Правда, и здесь была засада и не одна. В Средневековье не существовало привычных нам гармонических ладов, никакого мажора и минора, поэтому слушателям частенько казалось, будто от них что-то ускользает.

Что поделать, к любому музыкальному ладу надо привыкнуть, надо долго слушать музыку, чтобы оценить ее красоту.

Секреты старинной музыки

Но проблемы были не только у любителей, но и у профессионалов. Помните упомянутого мною монаха-композитора, послушать музыку которого собирались паломники чуть ли не со всего королевства?

Певцы исполняли его песнопения, но не могли понять, из-за чего восторгались люди Средневековья. Ну, да, музыка хорошая, но не так, чтобы сходить с ума. В чем секрет? Может быть, специалисты неправильно расшифровали ноты? Или у людей прошлого был другой вкус?

И вот однажды руководитель одного из ансамблей средневековой музыки решил организовать концерт в той самой церкви, где когда-то служил монах-композитор. Вот тогда-то и стало понятно, в чем секрет прекрасной музыки.

Оказалось, что композитор рассчитывал не только на голоса певчих, но и на церковное эхо. Он прекрасно знал церковное здание, где провел в службах всю жизнь, и он учитывал его особенности. В концертных залах этого эха не было, и таким образом музыка казалась гораздо бедней.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей