22 691 subscriber

Шико под маской Робера Брике, или Сколько веревочке ни виться...

7,2k full reads
Шико под маской Робера Брике, или Сколько веревочке ни виться...

Роман "Сорок Пять" не самый удачный и не самый мой любимый роман Дюма. Что поделать, даже у гениев бывают неудачи. И все же и в этом романе можно найти немало интересно — события, персонажи, ситуации. И, конечно, из персонажей одним из самых интересных является наш старый знакомец Шико.

И — сюрприз! — в начале романа он предстает вовсе не Себастьеном де Шико, а Робером Брике — парижским горожанином, бывшим торговцем и лигистом.

Как же так?

А очень просто. После смерти друзей короля множились смуты и заговоры Гизов, да еще и Шико боялся мести герцога де Майена, которого выпорол, так что, опасаясь за свою жизнь, он сначала уехал из Парижа, а потом с помощью Горанфло инсценировал свою смерть.

Изобретательно?

Очень. Вот как описывает это Дюма:

Горанфло, хоть это и далось ему нелегко, все же под конец написал, что Шико удалился к нему в монастырь, что, вынужденный расстаться со своим повелителем, когда тот помирился с г-ном де Майеном, он с горя заболел, пытался бороться с болезнями, кое-как развлекаясь, но горе оказалось сильнее, и в конце концов он скончался.
Со своей стороны и Шико написал королю.
Письмо его, датированное 1580 годом, разделено было на пять абзацев.
Предполагалось, что между каждым абзацем протекал один день и что каждый из них свидетельствовал о дальнейшем развитии болезни.
Первый был начертан и подписан рукою довольно твердой.
Во втором почерк был неуверенный, а подпись, хотя еще разборчивая, представляла собой каракули.
Под третьим стояло Шик…
Под четвертым Ши…
И наконец, под пятым Ш и клякса.
Эта клякса, поставленная умирающим, произвела на короля самое тягостное впечатление.

"Шико красава! — скажет восхищенный читатель. — Как изобретательно, остроумно и ловко! Ну, кто еще так может!"

Но подождите! — могу возмутиться я. — Выходит, Шико просто удрал?! Бросил короля в самый трудный момент? И не просто бросил, но еще и ухитрился свалить вину за это на самого короля — якобы, Шико заболел, так как король помирился с Майеном. То есть Шико морально чуть не добил человека, который уже и так потерял немало друзей, который и так находился на грани?! Да уж, красава, ничего не скажешь...

"Но ведь он вернулся", — могут напомнить мне.

Вернулся, верно, чтобы сразу же предпринять новую попытку бежать, стоило ему услышать о возвращении Майена.

"Людям свойственно заботиться о безопасности, — возразят мне. — К тому же Шико сбежал не просто так, а по поручению короля. Его ждала опасная дорога в Наварру. Он множество раз рисковал жизнью. Да и поручение было непростое. Шико, можно сказать, сунул голову в пасть льву!"

Шико под маской Робера Брике, или Сколько веревочке ни виться...

Точно! У Шико были неожиданные приключения в дороге. Но почему?!

Да потому, что он сам обратил на себя внимание. У него были все возможности тихо мирно доехать до Наварры, не встретив, практически никаких опасностей. Но вместо этого Шико сам создал себе проблемы.

В самом деле. В Париже он жил почти отшельником. Даже Горанфло начал о нем забывать, благо Шико являлся к нему в монастырь редко — не чаще раза в месяц. И все было бы хорошо, но Шико решил восстановить свое славное имя перед бывшим приятелем. И это перед важной поездкой.

А заметив, что в монастыре твориться нечто странное, он вместо того, чтобы затаиться, показал свое фехтовальное мастерство перед человеком Гизов. А люди не глупцы. Точнее, дом Модест Горанфло глупцом, бесспорно, был, а вот человек Гизов нет. Да и Майен вовсе не был дураком, так что сложив два и два, получил очевидный ответ.

И у Шико начались проблемы в дороге.

Шико под маской Робера Брике, или Сколько веревочке ни виться...

Но, дорога ладно. А как назвать поведение Шико в Наварре?

Король Генрих отправил Шико в Наварру, чтобы спровоцировать ссору сестры и ее мужа Генриха Наваррского, потому что ссора предоставит ему основание не отдавать Беарнцу приданое за сестрой — прекрасный город Кагор.

Король Наваррский жалуется на нечестность короля Франции, а Шико... Шико не может удержаться от того, чтобы не приняться за поучения.

—  Сир, быть должным и платить…  — заметил Шико.
—  Ты прав, задолжать и расплатиться — две различные вещи, друг мой. Так что, по-твоему, со мной так и не расплатятся?
—  Боюсь, что так.
—  Черт побери!  — произнес Генрих.
—  И, говоря откровенно…  — продолжал Шико.
—  Ну?
—  Говоря откровенно, это будет правильно, сир.
—  Правильно? Почему, друг мой?
—  Потому что вы, женившись на принцессе из французского дома, не сумели выполнить свое ремесло короля, не сумели добиться, чтобы вам сперва выплатили приданое, а затем передали крепости.
<...>
—   Ты и вправду ученейший человек, Шико.
—  Да уж, правду говоря, сир, делаю, что могу,  — сказал Шико; несмотря ни на что, похвала ему польстила, и он доверился королевскому благодушию, к которому не был приучен.
—  Вот, значит, объяснение, которое ты даешь теперешнему моему положению.
—  Полное объяснение, сир.
—  А я-то ведь ничего этого не разумел, Шико, я-то все время надеялся, понимаешь?
—  Так вот, сир, могу дать вам совет — перестаньте надеяться!
—  В таком случае, Шико, с долговой записью на короля Франции я поступлю так же, как с записями моих фермеров, которые не могут внести арендной платы: рядом с их именем поставлю букву «У».
—  Это значит — уплачено?
—  Вот именно.
—  Поставьте два "У", сир, и вздохните.

В переводе на современный язык это называется "Шико дал стратегическую информацию вероятному противнику".

Хотел ли этого король Франции?

Конечно, нет. Он хотел сохранить Кагор.

Хотел ли выдавать планы Генриха Шико?

Нет, он просто не смог сдержать собственное тщеславия и попался на лесть. И в результате сделал прямо противоположное тому, что ему поручили, укрепил Беарнца в намерении взять Кагор силой, короче — провалил задание.

Но и это не все. Все же догадавшись, что король Наварры точно такой же король, как и все остальные, и предприняв попытку бежать, Шико оказался бессилен перед предусмотрительностью Беарнца. И, признаюсь, замечательные сцены, описывающие как король Наварры переиграл Шико, доставили мне неподдельное удовольствие.

Браво, Наварра! Это было великолепно!

И особенно последний штрих. Когда, не сумев удрать, Шико вынужден вернуться в замок Беарнца:

Наконец, часовой в сенях дворца, по-прежнему стоявший на том же месте, пустил в него последний заряд.
 Клянусь богом, господин Шико,  портной очень уж плохо починил вам одежду, вы сейчас, прости господи, еще оборваннее, чем раньше.
Шико на этот раз не пожелал быть освежеванным, словно заяц, в раме импоста. Он уселся подле самой двери и сделал вид, что заснул. Но случайно или, вернее, из милосердия дверь приоткрыли, и Шико, смущенный и униженный, вернулся во дворец.

Разве Генрих не великолепен?!

Но вернемся к Шико. Почему он, якобы, так жаждущий покоя и безопасности, вернулся к королю Генриху и так непредусмотрительно вел себя в монастыре Горанфло?

Во-первых, из тщеславия. Во-вторых, из-за жажды риска. В наше время Шико назвали бы адреналинщиком. Ему нравится все время скользить по грани. Он не может удержаться, чтобы не влезть в какое-то рискованное дело. Он может сколько угодно говорить о своей безопасности, уверять себя и других, что любит покой, он может даже свято верить в это, но все равно срывается в очередную авантюру. В покое ему скучно. И в силу этого он не всегда может здраво оценить оппонента, как недооценил Генриха Наваррского и в результате проиграл.

И, удивительное дело, но Дюма как будто нарочно показывает, что в романе "Сорок Пять" все усилия Шико приводят совсем не к тем последствиям, к которым он стремится.

Он убеждает Генриха Наваррского оставить мечты и тем самым невольно укрепляет его в решимости силой оружия получить причитающийся ему город.

Он хочет помешать Гизам, и в результате юный монашек Жак Клеман впервые получает возможность посмотреть на короля и даже получает в подарок прекрасный кинжал. Если вы помните, именно Жак Клеман через какие-то три года убьет Генриха Третьего. Теперь вы понимаете, почему король доверился ему? Ведь когда-то он был посланцем Шико...

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"

Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи

Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки