22 661 subscriber

Смерть Андрея Боголюбского: детектив XII века

25k full reads
Смерть Андрея Боголюбского: детектив XII века

Очень часто историки говорят, что Андрей Боголюбский (1111-1174) опередил свое время. В переводе на человеческий язык это означает, что он не советовался с боярами, а опирался на малую дружину, которой за службу давал земли (будущие дворяне), изгнал из своих владений мачеху с ее детьми — собственными единокровными братьями (младшему было 8 лет), ближних бояр отца тоже изгнал и заложил то, что позднее назовут самодержавием.

Обычно говорят, что Андрей Боголюбский опирался еще и на горожан, вот только жить в собственной столице — Владимире — он не хотел, хотя и основательно отстроил и украсил город. Столице он не доверял, из-за чего и построил себе замок в Боголюбово, в 10 км от Владимира. Там все было обустроено удобно, красиво и роскошно. И, что важно, безопасно. По крайней мере, князь так думал.

И что же?

Убит князь был как раз в своем замке.

Смерть Андрея Боголюбского: детектив XII века

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском на стене храма был обнаружен список заговорщиков, участвовавших в убийстве Андрея Боголюбского, краткое описание происшедшего и проклятия преступникам.

Строго говоря, история заговора против князя и так была известна из летописей, но список заговорщиков в церкви полнее — 20 имен, хотя и не все из них удается разобрать. Среди заговорщиков Петр Кучкович, его родственники Амбал и Яким Кучковичи, неизвестные Ивка, Петрко и Стырята.

Причина заговора вызывает множество вопросов. Дело в том, что Кучковичи были одними из самых приближенных и доверенных людей князя. Их сестра — Улита Степановна Кучко — была первой женой Андрея Боголюбского. Так с чего они решили убить своего свойственника?!

В Радзивилловской летописи сообщается, что причина была в казни одного из Кучковичей. Вот что там пишется:

... состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных. И был у князя Яким, слуга, которому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князь казнить, возбудился он по дьявольскому наущению и примчался с криками к друзьям своим, злым сообщникам <...> и стал говорить: «Сегодня его казнил, а завтра – нас, так промыслим о князе этом!» И задумали убийство в ночь...

Этот отрывок вызывает сплошные вопросы — здесь прекрасно все.

Что значит: "узнав от кого-то?" Казнь была тайной? Или это было убийство? И действительно ли брат Якима Кучковича был казнен и за что? И, что еще интереснее, кто сообщил Якиму о казни брата? Ответа на эти вопросы нет.

Позднее была найдена еще одна причина заговора. Якобы, отец Андрея Боголюбского — Юрий Долгорукий — убил отца Кучковичей боярина Кучку, чтобы завладеть его деревенькой, на месте которой потом и была выстроена Москва. Правда, непонятно тогда зачем Юрий женил своего сына на дочери Кучки и зачем Андрей приблизил к себе ее братьев. И почему все они так долго ждали возможности отомстить. Конечно, можно сказать, что это был старый средневековый обычай — убил отца, так заботься о его детях, а дочерям найди мужей, а лучше женись сам или жени на дочери убитого сына, но в этом случае месть вообще была невозможна.

Но о "злой жене" Улите летописи тоже немало порассуждали. Правда, Андрей Боголюбский был женат дважды. А зачем его второй жене, матери его младшего сына Юрия, было участвовать в заговоре и вовсе непонятно. Но Тверская летопись сообщает:

убиен бысть благоверный великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский от своих бояр от Кучковичев по научению своеа ему княгини...

Но вернемся к ходу заговора. Итак, в субботу ночью заговорщики отправились убивать:

Лишь настала ночь, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя, как дикие звери, но, пока они шли к его спальне, пронзил их и страх, и трепет. И бежали с крыльца, спустясь в погреба, упились вином. Сатана возбуждал их в погребе и, служа им незримо, помогал укрепиться в том, что они обещали ему. И так, упившись вином, взошли они на крыльцо. Главарем же убийц был Петр, зять Кучки, Анбал, яс родом, ключник, да Яким, да Кучковичи – всего числом двадцать зловредных убийц, вошедших в греховный сговор в тот день у Петра, у Кучкова зятя, когда настала субботняя ночь на память святых апостолов Петра и Павла.

Вот идея выпить для храбрости выглядит довольно правдоподобно — все же не каждый день заговорщики убивали князей. Правда, встает вопрос, а что делала стража? Или летописец просто не счел нужным сообщать очевидное — от стражи заговорщики избавились? Если так, то это означает, что стража была, во-первых, малочисленной (раз с ней могли справиться 20 заговорщиков, далеко не все из которых были воинами), а во-вторых, излишне расслабилась и не проявила себя как должно.

Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век). Заговорщики идут убивать князя
Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век). Заговорщики идут убивать князя
Когда, схватив оружие, как звери свирепые, приблизились они к спальне, где блаженный князь Андрей возлежал, позвал один, став у дверей: «Господин мой! Господин мой…» И князь отозвался: «Кто здесь?» – тот же сказал: «Прокопий…», но в сомненье князь произнес: «О, малый, ты не Прокопий!» Те же, подскочив к дверям и поняв, что здесь князь, начали бить в двери и силой выломали их. Блаженный же вскочил, хотел схватить меч, но не было тут меча, ибо в тот день взял его Анбал-ключник, а был его меч мечом святого Бориса. И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним, ибо он был силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли, и воскликнул он: «О, горе вам, бесчестные, зачем уподобились вы Горясеру? Какое вам зло я нанес? Если кровь мою прольете на земле, пусть Бог отомстит вам за мой хлеб!»
Миниатюра из Радзивилловской летописи
Миниатюра из Радзивилловской летописи
Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и дрожа ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал рыгать и стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему. И пока они были там, сказал один: «Стоя там, я видел в окно князя, как шел он с крыльца вниз». И воскликнули все: «Ищите его!» – и бросились все взглянуть, нет ли князя там, где, убив его, бросили. И сказали: «Теперь мы погибли! Скорее ищите его!» И так, запалив свечи, отыскали его по кровавому следу.
Та самая лестница в башне, где был добит князь Андрей Боголюбский
Та самая лестница в башне, где был добит князь Андрей Боголюбский
...заговорщики долго искали его – и увидели сидящим подобно непорочному агнцу. И тут проклятые подскочили и прикончили его. Петр же отсек ему правую руку. А князь, на небо взглянув, сказал: «Господи, в руки тебе предаю душу мою» – и умер. Убит был с субботы в ночь, на рассвете, под утро уже воскресенья – день памяти двенадцати апостолов.

По этому описанию можно решить, что все заговорщики накинулись на князя скопом, но это не так. В 2007 году Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование останков князя (первое производилось еще в 1930-х годах М.М. Герасимовым). Исследователи не только сделали новую реконструкцию облика князя, совсем не похожую на привычный нам со школьной скамьи облик, но и постарались оценить давнее убийство с тех же позиций, с которых расследуются и современные преступления, ведь тело — в данном случае, скелет — лучший свидетель.

В результате исследований повреждений на костях князя, эксперты пришли к выводу, что непосредственных убийц Андрея Боголюбского было двое, причем первоначально нападавший был один. Лишь первый удар — не сильный и не слишком опасный — был нанесен спереди, остальные слева и сзади, и большую часть ран Андрей Боголюбский получил в результате активного сопротивления.

Он стоял левым боком к нападавшим, выдвинув вперед согнутую в локте левую руку в качестве щита для защиты головы и туловища. При этом он активно перемещался, уходя от ударов, либо ослабляя их последствия. Будучи неоднократно раненым и истекая кровью, Боголюбский продолжал оказывать сопротивление. В общем, он проявил себя очень хорошим бойцом.

По характеру ран князя удалось кое-что выяснить и о главном убийце. Он был опытным воином, привыкшем воевать конным. И он был либо того же роста, что и Андрей Боголюбский, либо несколько выше его.

На скелете князя найдено только два повреждения, которые он мог получить в положении лежа на спине: это рубленые раны левого бедра и правой половины лба. И все же шансов у него не было. Сильный удар не просто повредил его левую руку, так что она повисла и более не могла защищать голову. Судя по всему, была перерублена артерия. Когда заговорщики нашли его, чтобы добить, Андрей Боголюбский уже умирал, истекая кровью.

Историки любят говорить, как за нелюбовь к боярам князя любил народ. Но последовавшие за убийством Андрея Боголюбского события заставляют в этом усомниться.

Во-первых, тело князя было брошено нагим в сад и валялось так пару дней. Во-вторых, заговорщики и примкнувший к ним народ грабили дворец Андрея, а потом принялись грабить и убивать его ближних людей. Установленный князем порядок с его смертью рухнул в один миг. Прибежал, правда, некий Кузьма-киевлянин, который оплакал убитого и отнес в церковь. Но и там некому было отпевать князя. Все перепились. Тело пролежало без погребения еще несколько дней. Во Владимире тоже начались грабежи и убийства. Они продолжались восемь дней!

Те самые грабежи и убийства
Те самые грабежи и убийства

Наконец, владимирцы вняли уговорам священников, которые с иконами ходили по улицам и уговаривали горожан опомнится. Может, у грабителей проснулась совесть, но, скорее всего, они просто устали. Вот после того, как жители Владимира, Боголюбова и близлежащих поселений угомонились, и было совершено отпевание убитого князя, а потом его тело было доставлено во Владимир, где и было погребено. И началась двухлетняя распря из-за великокняжеского престола.

Вы спросите: "А как же сыновья Андрея?"

Во-первых, к моменту смерти князя в живых оставался только младший — малолетний Юрий, княживший в Новгороде. Возможно, это обстоятельство и способствовало выступлению Кучковичей против князя — у них больше не было общей родни, племянники покинули этот мир.

Во-вторых, по лествичному праву на Руси сыновья не наследовали отцам. Престол должен был передаваться следующему по старшинству князю, то есть младшему единокровному брату Андрея. Правда, попытки нарушить этот принцип неоднократно предпринимались. И в данном случае в спор за престол вмешались старшие племянники Андрея Боголюбского. И все же через два года все досталось самому младшему из братьев Андрея — князю Всеволоду, вошедшему в историю как Всеволод Большое Гнездо. Тому самому, которого Андрей некогда изгнал из своих владений вместе с матерью и братьями в возрасте 8 лет.

После изгнания 8 лет жизни Всеволод провел в Византии — считается, что это была родина его матери. Он и его братья были встречены там весьма благосклонно, и, надо думать, Всеволод многому в Византии научился. Конечно, вернувшись на Русь, он помирился со старшим братом, но все же — кто сообщил Якиму Кучковичу о казни его брата, как вы думаете?

"А заговорщики? — спросите вы. — Те самые Кучковичи и примкнувшие к ним?".

Считается, что они были казнены Всеволодом Большое Гнездо. Правда, обстоятельства их казни везде даются разные. То сообщается, что злая жена была подвешена на воротах и расстреляна стрелами, то, что ее утопили в болоте, а стрелами расстреляли ее братьев. В общем, опять сплошные загадки.

А единственный сын Андрея?

Он не поладил с дядей Всеволодом (еще бы!) и восемь лет прожил у половцев, после чего стал мужем грузинской царицы Тамары, но и там ему не повезло. Детей у него не было.

Удивительное дело, но при немалом количестве отпрысков, у Андрея Боголюбского известно о рождении всего одного внука Василия, да и то неизвестно, дожил и он хотя бы до отрочества. Скорее всего, нет. После князя не осталось ничего.

Хотя нет — после Андрея Боголюбского осталась идея самодержавного правления. За что его очень почитал Иван Грозный.

А еще любят писать, что Андрея Боголюбский был канонизирован, вот только забывают уточнять — когда.

Действительно, когда?

Это случилось не в XII веке и не в XIII. Даже не в XVI во времена Грозного. А в 1702 году при Петре Первом, что, в общем-то логично. Кто еще мог способствовать канонизации самовластного правителя, как не самодержец?

Ну, а как выглядел князь? С школы все помнят его скульптурный портрет, выполненный знаменитым историком, антропологом, археологом и скульптором М.М. Герасимовым.

Реконструкция облика Андрея Боголюбского по М.М. Герасимову
Реконструкция облика Андрея Боголюбского по М.М. Герасимову

Но наука не стоит на месте и новые исследования выявили довольно существенные ошибки в этой реконструкции. Судебно-медицинские эксперты подготовили свою реконструкцию облика князя. В ней нет художественных преувеличений и фантазий — только точный расчет, который можно было бы представить в суде, если бы речь шла о современном преступлении. Лицо человека, который смотрит на нас из глубины веков. А уж его прическу и наряд мы можем представить и сами.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"

Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи

Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки