22 690 subscribers

Удивительный Паоло Уччелло (Птица)

7,6k full reads
Удивительный Паоло Уччелло (Птица)
Удивительный Паоло Уччелло (Птица)

Все началось с этой картины — "Св. Георгий и дракон". Она очаровала меня. Посудите сами: необычный дракон, царевна, которую, теоретически, дракон собирался съесть, но которая выводит этого самого дракона из пещеры на веревочке, конь святого Георгия — подчеркнуто объемный, словно статуя, пещера, напоминающая своды готических соборов... И то ли тучи, то ли пыль за конем святого — совершенно потустороннего вида!

Оторвать от этой картины глаз было невозможно. И я запомнила имя художника — Паоло Уччелло.

"Уччелло?! — удивилась я. — Какая удивительная фамилия! Птица..."

Потом оказалось, что никакая это не фамилия, а прозвище, с которым художник вошел в историю, так что даже сам стал подписываться прозвищем. Что только не бывает!

А потом была следующая картина, сразившая меня наповал. Фреска, имитирующая конную статую. Кондотьер Джон Хоквуд (Джованни Акуто — этот деятель достоин отдельного рассказа, как-нибудь попозже).

Что интересно, первоначально никакой рамы у фрески не было — ее создали уже в следующем XVI веке. А вот в XIX и вовсе дважды переносили с места на место!

В общем, я поняла, что мне надо больше узнать об этом художнике.

Что, собственно, о нем известно?

Совершенно точно известен день рождения художника — 15 июня 1397 года. Подлинным именем художника было Паоло ди Доно, то есть сын Доно. Отец будущего художника был состоятельным цирюльником и хирургом, а вот мать — Антония де Джованни дель Беккуто — принадлежала к знатному флорентийскому роду (да, это Италия, здесь такое было обычным делом).

А откуда же взялось прозвище Уччелло (Птица)?

Джорджо Вазари уверял, что, якобы, причина была в том, что Паоло любил животных и птиц, но так как не мог позволить себя приобрести живых птиц, то изображал их на стенах своего дома.

Вы верите в это?

Я нет. Во-первых, почему свою любовь Уччелло выражал только на стенах своего дома, а не в других произведениях? Во-вторых, Вазари жил уже в следующем веке, мало ли что можно было напридумывать за это время. Возможно, причина прозвища заключалась в том, что художник имел привычку быстро ходить и одежда развевалась за его спиной как крылья. Или еще в чем-то. Короче — пока происхождение прозвища неясно.

А еще мы не знаем, как художник выглядел.

Вообще-то, его портрет есть (хранится в Лувре). Ниже как раз он. Долгое время его приписывали кисти самого Уччелло.

Удивительный Паоло Уччелло (Птица)
Удивительный Паоло Уччелло (Птица)

Вот только в результате оказалось, что портрет (точнее, портреты пяти художников флорентийского Возрождения) был создан уже после смерти Уччелло, скорее всего в начале XVI века. И, возможно, для изображения Паоло неизвестный художник вдохновлялся одной из работ Уччелло — росписью часов с портретами пророков (они ниже). Что-то общее есть, к примеру — борода.

Но вернемся к биографии художника.

С 10 до 17 лет он учился в мастерской великого скульптора Лоренцо Гиберти (кстати, вместе с ним учился другой будущий великий скульптор Донателло). Учился у скульптора! И стал художником. Ни одной скульптуры, ни одного барельефа у Уччелло нет. Спрашивается, что же он делал в мастерской скульптора целых семь лет?! И кто учил его живописи? Неужели самоучка?!

Вообще-то Гиберти был не только скульптором, но еще и ювелиром, и художником — ну да, это же Возрождение, чему удивляться! А в те времена самостоятельно можно было стать рисовальщиком, а вот с живописью уже бы не получилось — хотя бы потому, что краски надо уметь изготовлять. И не только краски!

Ранние работы Уччелло как будто пришли из предыдущего — четырнадцатого века, в них еще много средневекового. Посмотрите сами — и Мадонну, и распятие.

Через тридцать лет он изобразит Мадонну уже иначе. Да, по предыдущей традиции в изображении по прежнему много золота, но лицо мадонны явно индивидуально, а фигуры подчеркнуто объемны (все же обучение у скульптора не прошло даром).

Удивительный Паоло Уччелло (Птица)
Удивительный Паоло Уччелло (Птица)

Вазари уверял, что именно Уччелло разработал научную теорию перспективы, поэтому долгое время художника считали еще и математиком (вы же понимаете — это Возрождение и интересы людей были весьма разнообразны). И действительно, есть работы Уччелло, сделанные с расчетами перспективы — как раз ниже.

Удивительный Паоло Уччелло (Птица)
Удивительный Паоло Уччелло (Птица)

Но где же сами теоретические обоснования Уччелло? Их нет. Не дошли до нас? Или перспективе художники обязаны не ему?

Потому что трактат, где упоминается перспектива, до нас-таки дошел — вот только принадлежит он... Гиберти, учителю Уччелло!

Или вот еще одна загадка: то, что художник Уччелло стал членом братства св. Луки, понятно. Но что он делал в цеху врачей и аптекарей? Его приняли туда как сына хирурга? Но врачи не признавали хирургов равными себе. Непонятно. И узнать не у кого.

Как и многие деятели искусства той эпохи, чем только Уччелло не занимался! Писал фрески, делал витражи, напольную мозаику для церквей, писал картины на досках (к примеру, ту раннюю Мадонну), расписывал часы, писал светские портреты...

Витраж Воскресение
Витраж Воскресение

А вот и портреты конкретных людей (правда, их имена неизвестны).

А еще он создал жанр батальных картин. Полюбуйтесь на этот триптих "Битва при Сан Романо". Жаль, что в наше время все три картины хранятся в разных музеях — одна в галерее Уффици, другая в Лувре, третья в Лондонской национальной галерее.

Удивительный Паоло Уччелло (Птица)
Удивительный Паоло Уччелло (Птица)

Вот они по отдельности.

Когда я первый раз их увидела, то эти картины сразили меня не меньше, чем Георгий с драконом или конный портрет Хоквуда. Какие ракурсы, какая выразительность! И я почти с негодованием читала рассуждения, что, мол, и перспектива тут так себе, и пространства нет, да и глубина отсутствует, и реализм хромает...

Но с чего критики взяли, что Уччелло собирался создать реалистичные картины? Вот представьте, что с этих картин исчез цвет. Что вы тогда увидите?

Да барельефы! Монументальные барельефы в память о грандиозной победе Флоренции.

Уччелло — художник, который мыслит как скульптор. Ну не случайно же он учился у Гиберти!

Или вот другая его работа — фреска в церкви, которая тоже имитирует скульптуру, причем показывает, что зритель смотрит на нее снизу.

Удивительный Паоло Уччелло (Птица)
Удивительный Паоло Уччелло (Птица)

А вот еще фрески с историей Ноя.

Здесь и цвета-то почти нет. Кто-то скажет, что это почти графика, а кто-то, что это тоже имитация барельефов. Но оцените — какие лица, особенно Ной!

Кстати, вот одна из последних картин художника "Ночная охота" и эта картина сплошная загадка. Что здесь изображено? Что это за сюжет? Возможно, это иллюстрация к какой-то не дошедшей до нас книге. Или мифологический сюжет, который не удается опознать (мифологию временами художники переосмысляют очень и очень вольно). А еще это первая картина, полностью посвященная охоте — так что Уччелло и здесь был первым. Прежде охоту размещали разве что на заднем плане картин.

Удивительный Паоло Уччелло (Птица)
Удивительный Паоло Уччелло (Птица)

Уччелло женился поздно, но в первый же год брака у него родился сын, а еще через пару лет и дочь. И вот что интересно — его дочь Антония, которая позднее постриглась в монастыре кармелиток, стала художницей, и как с почтением писали современники — очень хорошей художницей. И она стала первой итальянской художницей, о которой писали в хрониках.

Увы! Ее работы до нас не дошли. А, возможно, и дошли, просто мы не знаем, что это ее творчество.

Вазари писал, что Уччелло умер в бедности, затворившись в своем доме и полностью отдавшись изучению перспективы. Однако до нас дошло завещание художника, и, судя по нему, бедность Уччелло и его детям не грозила.

Художник прожил 78 лет. Как художнику, подражать ему начали еще при жизни. Помните, конный портрет кондотьера Джона Хоквуда? А вот картина, созданная в подражание Уччелло. Художник Андреа дель Кастаньо.

Удивительный Паоло Уччелло (Птица)
Удивительный Паоло Уччелло (Птица)

Признаться, работа Уччелло мне нравится больше.

Но были последователи Уччело и в нашей стране, уже в ХХ веке. Дмитрий Жилинский:

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Путеводитель по каналу. Часть 3

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки