22 690 subscribers

Великолепие и кошмар придворных платьев...

33k full reads
Великолепие и кошмар придворных платьев...

Красота -- страшная сила. Это знают все. В эпоху прекрасных замков дамы и кавалеры были уверены, что красота определяется богатством наряда. И в чем-то были правы.

Посудите сами. Вот канон женской красоты от Дианы де Пуатье: "Три вещи должны быть белыми: кожа, зубы, руки; три - черными: глаза, брови, ресницы; три красными: губы, щеки, ногти; три -- длинными: тело, волосы, пальцы; три короткими: зубы, уши, ступни; три -- узкими: рот, талия, щиколотки; три полными: руки, бедра, икры; три -- маленькими: нос, грудь, голова".

Чуть позже требования к женщинам от Брантома: "Три вещи у женщины должны быть белыми (зубы, кожа, руки), три -- черными (глаза, брови, ресницы), три -- красными (губы, щеки, ногти), три -- длинными (ногти, ресницы, волосы), три -- широкими (ягодицы, грудь, лоб), три -- узкими (талия, губы, запястья), три -- полными (руки, ягодицы, икры), три -- округлыми (грудь, горло, уши), три -- узкими (пальцы, волосы, нос)".

Как видите, есть сходство, есть различия, но самое интересное, что все несовпадения реального облика женщины с предложенными канонами устранялись с помощью платья. Не могу сказать, что легко. Но устранялись.

Прежде всего на помощь женщинам приходил корсет. К примеру, такой -- из Флоренции (хотя обычно итальянки не слишком над собой издевались, мучения они оставляли другим). Он решал сразу три проблемы -- сдавливал грудь (знатная дама не какая-то крестьянка, чтобы быть грудастой!), утягивал талию и обеспечивал осанку.

Великолепие и кошмар придворных платьев...

Ну и что, что было трудно дышать. Ну и что, что от малейшего волнения можно было грохнуться в обморок. Ну и что, что от такого сдавливания было трудно есть, а внутренние органы смещались вниз. Ну и что, что отсутствие нормальной вентиляции легких приводило к многочисленным болезням. Красота требует жертв! Благородные дамы это знали и готовы были умереть, но красивыми.

Правда, королева Екатерина Медичи (будучи итальянкой) не очень одобряла стальные корсеты. Пусть даже из родной Флоренции. Тем более, что и от удара стилета они защищали плохо. Екатерина ввела более легкие корсеты на шнуровке. Зато затягиваться при ней стали еще сильнее -- шнуровка помогала. Вот так (что характерно, не только дамы, но и кавалеры):

Великолепие и кошмар придворных платьев...

Ужас, правда? Хотя если вас ужасают французские обычаи, поверьте, испанцы поступали еще хлеще. Во-первых, они не собирались расставаться со стальными корсетами. Во-вторых, постарались в принципе остановить рост груди у девочек. Для этого во время сна им на грудь водружали свинцовую плиту. Ну, вы же поняли -- красота требует жертв!

Ну, хорошо, скажете вы. Корсет создает талию, уничтожает грудь, но каким образом можно сделать маленькой голову и полным зад, если они нормального размера?

Конечно, с помощью платья. Очень пышные рукава не только визуально расширяют плечи, но и уменьшают голову. А еще создают ощущение полных рук и тонких на этом фоне пальцев. Специальные валики и подушечки на бедрах имитируют пышность фигуры. Бог его знает, где за этим ворохом ткани, стали и подушек пряталась женщина, и как кавалеры и дамы ухитрялись грешить, не тратя время на раздевание.

Великолепие и кошмар придворных платьев...

Зато можно с уверенностью сказать, что когда кавалер, танцуя вольту, подпинывал даму, чтобы она буквально взлетала вверх, она вряд ли ощущала этот пинок. Да и стальной корсет помогал. Кавалер ухватывал даму за его выступ (нащупывая под юбкой, из-за чего танец и считался неприличным) и делал дополнительный бросок вверх.

Великолепие и кошмар придворных платьев...

И все же желание быть красивыми никогда не стоит на месте, и модники изобрели новую деталь одежды -- воротник "мельничный жернов". Придумали этот воротник испанцы, но он очень быстро завоевал Европу.

Великолепие и кошмар придворных платьев...

На его фоне голова казалась совсем маленькой и напоминала отрубленную голову Иоанна Крестителя на блюде. Придворные считали, что это ослепительно красиво и величественно.

Проблема заключалась в том, что никакие крахмалы не держали это чудо портновского искусства в идеальном состоянии долго. Для воротника требовался каркас и он, наконец, появился.

Великолепие и кошмар придворных платьев...

Ну и что, что лишняя тяжесть. Ну и что, что при таком величине воротника не так-то легко есть. Придворные, в том числе и кавалеры, стали использовать вилки, что вызывало возмущение старшего поколения, потому что настоящие мужчины едят руками!

А еще были украшения, и поверьте, они тоже были тяжелыми.

В общем, остается признать, что эти дамы и кавалеры были на удивление выносливыми. Упакованные в сталь, полотно, бархат, парчу и мех, увешенные драгоценностями, они не только ухитрялись ходить, но еще и танцевали, ездили верхом, поднимались и спускались по винтовым лестницам (потому что привычные нам лестницы еще только-только появлялись на свет и казались чем-то совершенно невероятным), пировали, воевали и любили. Конечно, выжить в таких условиях удавалось не всем, но мы ведь уже договорились, что красота требует жертв.

Хотя нам все же живется проще.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей