23 441 subscriber

Завораживающий Беноццо Гоццоли — художник из Флоренции

3,2k full reads
Завораживающий Беноццо Гоццоли — художник из Флоренции

Признаюсь, из всей эпохи Возрождения меньше всего я люблю Высокое Возрождение.

Почему?

Потому что оно слишком идеально. Оно доходит до той стадии выверенности, когда желать большего уже нельзя. Все познано, все достигнуто, все в прошлом... А будущее? На этой дороге его больше нет. Возможно, если какая-то друга дорога, но где-то не здесь. Здесь — вершина, и дальше возможно только вниз.

Поэтому я больше люблю то, что предшествовало Высокому Возрождению — от нежного дученто (1200-е годы, XIII век) к яркому и бурному кватроченто (1400-е годы, XV век). Когда многое еще напоминает Средневековую готику или искусство Византии, но старое причудливо переплетается с новым и создается нечто на удивление яркое и радостное. Когда все впервые — темы, ракурсы, отношение к жизни... Когда глаза художников и зрителей широко открыты от восторга перед миром. Когда человек с жадностью поглощает впечатления и знания, и не знает усталости в своих стараниях. Когда мир еще нов...

Когда смотришь на многие творения XV века, понимаешь, что будущее существует!

Одним из таких художников для меня с юности был Беноццо Гоццоли. А началось все с того, что я увидела фрагмент его фрески "Шествие волхвов". И все! Я пропала...

Это яркое, подчеркнуто декоративное и при этом на удивление живое изображение притягивало к себе. Его можно было рассматривать часами. Какие детали! И, естественно, я стала искать информацию о художнике. И, естественно, изображение фрески целиком.

Автопортрет Беноццо Гоццоли в возрасте 39-40 лет на фреске "Шествие волхвов", палаццо Медичи-Рикарди
Автопортрет Беноццо Гоццоли в возрасте 39-40 лет на фреске "Шествие волхвов", палаццо Медичи-Рикарди

Беноццо Гоццоли родился в 1420 году и его настоящим именем было Беноццо ди Лезо ди Сандро, так как его отца звали Лезо ди Сандро (и, кстати, он был портным, а не художником). Фамилия Гоццоли появилась только в следующем веке в труде Джорджо Вазари "Жизнеописания", да и то только во втором издании. Откуда взялась это фамилия или же прозвище история умалчивает. И художник нам бы тут не помог — он, как вы понимаете, до этой фамилии не дожил.

Неизвестно и кто был учителем Гоццоли. Предположения разные и основываются на том, под чьим руководством Беноццо приходилось работать в начале творческого пути. А работать приходилось в том числе и под началом скульптора Гиберти, как раз тогда, когда тот работал над "Райскими вратами". Что — еще один художник ученик скульптора, как и Уччелло? Все же вряд ли... Стиль иной.

Зато мы знаем, как выглядел художник — он создал свой автопортрет на той самой фреске шествия волхвов.

Откуда известно, что это он?

Так на шапке же написано. Все же временами хорошо, когда художники оставляют подсказки. Опознавать других персонажей на фреске было сложнее и до сих пор опознаны не все. Впрочем, Медичи в основном опознаны.

Что известно о художнике?

Что самостоятельно он начал работать где-то в 30 лет.

А вот эта фреска создавалась, когда Беноццо было лет двадцать. Опять волхвы — поклонение.

Фреска в монастыре Саг-Марко во Флоренции.
Фреска в монастыре Саг-Марко во Флоренции.

Чем-то напоминает работы фра Анжелико. Может, он все же был его учеником?

Между прочим, известно, что Беноццо работал и над книжными миниатюрами, и все же главными его трудами были фрески.

Вот серия фресок о св. Августине.

И о св. Франциске.

Завораживающий Беноццо Гоццоли — художник из Флоренции

Но все же самыми знаменитыми являются фрески в капелле волхвов во дворце Медичи-Рикарди во Флоренции. Роспись одной стены с семьей Медичи помещена в шапке заметки. А вот другие:

А какие детали! Смотреть и смотреть...

Или вот из той же капеллы ангелы.

И опять же — оцените детали!

Современники восхищались этими фресками и все же самым великим творением Гоццоли считали не их, а фрески с Кампосанто в Пизе. Кампосанто (святое поле) — это кладбище. Кампосанто в Пизе ведет начало с 1202-1204 годов, когда по легенде в Пизу на галерах крестоносцев была доставлена земля с Голгофы.

Завораживающий Беноццо Гоццоли — художник из Флоренции

В XIV-XV веках галереи Кампосанто в Пизе расписывали многие художники, в том числе и Беноццо Гоццоли. Его работа была признана грандиозной еще современниками, а потом в XVI веке Вазари, и в последующих веках многими, кто их видел. Он создал здесь двадцать две (22!!!) фрески. Вот что писал о них в своих "Образах Италии" писатель и искусствовед Павел Муратов:

На протяжении почти четверти версты Беноццо написал двадцать две большие фрески. Воображение его и тут оказалось неистощимым, легкая его рука и тут не знала устали. Все удавалось ему, и все выходило у него привлекательно и занятно. Нельзя не любить его и здесь за веселость эпизодов, за грацию девушек и юношей, за пейзажи с виноградниками, кипарисами и пиниями

Нельзя не любить... Верю, потому что только это и остается.

Мы не сможем испытать те же чувства. Мы не сможем насладиться этой веселостью. Порадоваться воображению, легкости и неистощимости фантазии художника. Нам достался только далекий отсвет его труда. Лишь воспоминание о радости.

Почему?

Потому что на свете существует война.

27 июля 1944 года в Кампосанто попала авиационная бомба. От удара начался пожар. Он разрушил многие фрески, саркофаги и памятные стеллы. Конечно, в 1948 году началась реставрация того, что сохранилось, но от великолепия многих фресок осталась лишь тень.

Посмотрите:

Завораживающий Беноццо Гоццоли — художник из Флоренции

Зато реставраторы смогли увидеть, как готовились эти фрески. Тогда, в 1948 году, реставраторы ради сохранности отделяли красочный слой фрески от стен и переносили на специальный шифер, и вот тогда и стали видны подготовительные наброски фресок. С 1976 года они хранятся в музее напротив Кампосанто.

А нам остается воображение.

Фрески в Кампосанто Беноццо Гоццоли создавал, когда ему было около 50 лет. После этого он сделал еще много. А умер в 77 лет, по-видимому, от чумы, не закончив очередную работу. Он расписывал ратушу в Пистое (в 30 км от Флоренции). Там же в Пистое он и был похоронен в монастыре Сан-Доменико.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Путеводитель по каналу. Часть 3

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь и читайте.