1,1K подписчиков

"Джокер": закулисье иллюзий

Фильм "Джокер" я посмотрела ещё в прошлом году. Писать рецензию о фильме не стала; сосредоточилась на том, что обсуждали в различных группах либерального толка и тех, где исповедуют социализм а-ля Жижек.

Джокер (Хоакин Феникс)
Джокер (Хоакин Феникс)

Если верно, что "читатель" создаёт "своё" произведение, находя в повествовании нечто близко именно его читательскому опыту, тогда фильм "Джокер", как его увидела я, совсем не о политике. Точнее, политика в фильме – это не партийная борьба и даже не революция и к капитализму имеет отношение как к философской и поведенческой парадигме, а не общественно-экономической формации. 

Политика в "Джокере" выражена фразой, которую мать главного героя вдалбливала ему с самого детства:

"сделай счастливое лицо".

Это лейтмотив и "американского чуда" и "американской мечты". Их квинтэссенция – знаменитая голливудская улыбка, которую в фильме нещадно пародирует зловещий оскал клоунских масок. За этим благочинным фасадом, о котором мечтают миллионы людей во всем мире, скрываются искалеченные жизни, убитые надежды и тонны лжи, разобраться в которой уже не под силу даже тем, кто её придумал. Да, суперкрысы тоже водятся за этим фасадом.

Чтобы закончить разговор о политике в узком смысле, отметим один любопытный момент. Томас Уэйн с красавицей женой и маленьким сыном – это, безусловно, Трамп с его семейством. И когда Уэйн с супругой погибают в конце, трудно не ужаснуться такой аллюзии. Но и Де Ниро (который вне экрана – ярый демократ и критик Трампа) в фильме поддерживает уэйновский статус кво, высмеивает героя и выговаривает ему за то, что он нарушил порядок, за что получает пулю в лоб. Так создатели фильма тонко дают понять: в политике нет "хороших" или "своих"; именно там – настоящие клоуны, которые учат остальных "делать счастливое лицо". Уэйн-Трамп и Де Ниро-Франклин (Мюррей, не Бенджамин, но это ещё одна любопытная аллюзия), на самом деле, два сапога пара. А уж доктор в студии, удивительно похожая на бывшего госсекретаря Мадлен Олбрайт, лишь добавляет пикантности этому политическому винегрету.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Настоящая же политика – это упомянутый статус кво. Это власть капитала, и совершенно не важно, происходит дело в комиксе или в реальной стране. Это власть нарциссического безумия, когда владелец капитала строит собственный "идеальный" мир и всячески принуждает других разделять его иллюзию. Однако таким же ненормальным оказывается тот, кто осознает, что живет в королевстве кривых зеркал, и решается на бунт. 

Когда обсуждают образ Артура Флека, всё-таки нужно помнить, что он отнюдь не пускается во все тяжкие, направляя острие гнева куда ни попадя. Он расправляется с теми, кто злоупотребил своей властью: со своими обидчиками в метро; с матерью; с бывшим коллегой; и с популярным телеведущим, на поверку оказавшимся вовсе не смешным моралистом. Это не история типичного серийного убийцы или маньяка; это история человека, который устал делать счастливое лицо, увидев закулисье иллюзий.

That's life!
That's life!

Бунт, который он умудряется спровоцировать, – так же ни что иное, как массовый общественный невроз, который великие СМИ умело усугубляют шокирующими заголовками вроде "Убивать богатых – новый тренд?" Человеческая жизнь гроша ломаного не стоит в городе Готэме, но никто не обращает на это внимания, пока не убивают троих парней с Уолл-стрит. Так создатели фильма сокрушают иллюзию о непредвзятых газетчиках. Оказывается, на их плечах лежит почетная задача поддерживать тех, в ком сила, и направлять невроз толпы. И вот что любопытно: СМИ все равно, сколько погибнет парней с Уолл-стрит, а сколько - бунтовщиков. Главное – гнать волну. "Пятая власть" всегда найдёт себе героя. 

Но... и этот бунт – всего лишь иллюзия. Флек уже давно пациент больницы, и все страшные картины пожаров и убийств не более чем плод его воспалённого воображения. Артур Флек не угрожает великому Готэму. Трудно не заметить здесь отсылку к бессмертному роману Кена Кизи, где потенциально опасные граждане изолированы от общества в психбольнице и разыгрывают из себя идиотов, лишь бы не стать жертвой лоботомии. И какой же вывод напрашивается, если мы поднимемся над кукушкиным гнездом? Любой бунт против власти капитала – это или билет в психбольницу, или плод больного воображения. Джокер не страшен капитализму; это просто клоун, каких много. 

Юлия Н. Шувалова, 2019-2020 гг.

#юлия шувалова_статьи