Где Имаус и Рипейские горы

4k full reads
6,4k story viewsUnique page visitors
4k read the story to the endThat's 62% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Где Имаус и Рипейские горы

Говорят, что древнегреческий поэт-путешественник Аристей Проконнесский, который жил на рубеже VII и VI веков до нашей эры, совершил путешествие в северные страны, где пробыл около семи лет. Проконесский он потому, что был родом с острова Проконесс, который находится в Мраморном море. Когда-то этот остров был главным карьером, где добывали белый мрамор для строительства Константинополя. Но сегодня этот остров принадлежит Турции и называется Мармара.

Геродот, который жил около ста лет спустя, писал, что Аристей якобы зашёл в лавку валяльщика шерсти и внезапно умер. Хозяин испугался, запер мастерскую и побежал созывать народ на помощь. Один из прохожих заявил, что буквально несколько минут назад разговаривал с Аристеем, и тот был живее всех живых. Горожане бросились к лавке, валяльщик шерсти отпер дверь, но внутри никого не оказалось. А через семь лет Аристей внезапно появился на Проконнессе и засел за сочинение целого ряда поэм. Среди них были поэмы о Геракле, Апполоне, Гиперборее и стране аримаспов.

Свою поэму он так и назвал – «Аримаспия». Говорят, что к тому времени, как Геродот стал известным древнегреческим историком, от поэмы сохранился только один отрывок. Но великий учёный записал в своих трудах всё, что ему было известно, и, благодаря его научному подвигу, мы теперь знаем о славном путешествии Аристея в Аримаспию. Сегодня никто уже не помнит, что означало имя Аристей. Никто даже не замечает того, что имя нашего героя начинается на тот же слог, что и название народа, в страну которого он чудесным образом телепортировался прямо с мраморного пола валяльной мастерской.

Между тем общий корень «ар» недвусмысленно намекает на родство множества понятий и имён. Страна Ария, на месте которой ныне частично находится Армения, своё название получила также неслучайно. И тот факт, что площадь земельных участков до сих пор измеряется иногда в арах (сотках), только подтверждает это предположение. И особым смыслом «ар» наполняется, если учитывать легенды о белых богах – ариях, которые сохранились у народов Европы и Азии.

Понятие «аристократ», скорее всего, тоже из этой логической цепочки, как и имена Аристарх (арх – означает «первый», «старший») и Ариант. Ариантом звали одного из самых великих царей скифов, который разгромил войско персов. А племена антов были частью народа скифов. Поэтому имя Ариант можно рассматривать как аналог речевых конструкций, которые характерны для славянских языков по сей день. Например: чехо-словаки, славяно-сербы, финно-угры и т. п. На западе не встречалось ничего подобного, за исключением греко-римлян, да и то я сомневаюсь в том, что это понятие существует где-то, помимо языков славянской группы.

Всё это может свидетельствовать о том, что древнегреческий язык и язык скифов были если не едины, то родственны, так же, как сейчас белорусский или болгарский языки являются равноправными диалектами одного языка, наряду с русским.

В общем, Аристей летал с Апполоном на небесной колеснице, запряжённой лебедями, в земли исседонов, где записал множество сюжетов для своих литературных произведений. И поскольку об Аристее никто, кроме Геродота, ничего не знал (другие авторы всегда ссылались на рассказы Геродота), можно считать это его собственной выдумкой и вовсе не брать в расчёт, если бы не несколько обстоятельств.

Сегодня для нас уже не столь важно, летал ли Аристей в Россию на Лебедях или пропадал семь лет в гостях у племянницы на соседнем острове. Главное, мы имеем едва ли не единственное свидетельство о том, как представляли в прошлом те земли, на которых живём мы. И даже эти отрывочные сведения многое могут прояснить.

Оказывается, аримаспы раньше жили вместе с исседонами, в Гиперборее. А потом начали воевать одновременно с ними и с грифонами, которые жили севернее Рипейских гор и сторожили золотоносную реку. Война аримаспов с грифонами стала популярным сюжетом для древнегреческого народного творчества.

Греческий сосуд, на котором изображена сцена битвы грифонов и одноглазых аримаспов
Греческий сосуд, на котором изображена сцена битвы грифонов и одноглазых аримаспов
Греческий сосуд, на котором изображена сцена битвы грифонов и одноглазых аримаспов

Со временем аримаспы выдавили исседонов южнее, а те, в свою очередь, потеснили скифов. Скифы же, двигаясь на юг, чтобы спастись от исседонов, выгнали киммерийцев. И вот этот короткий отрезок истории уже даёт массу пищи для размышлений.

1. Первое, что стоит отметить, – это подтверждение версии о том, что великое переселение народов происходило не с юга на север, а в различных направлениях. И преимущественно оно было направленно с севера на юг.

2. Данные археологии во многом подтверждают верность сведений о местах расселения указанных народов, которые представлены Геродотом.

3. Описание земель, в которых побывал Аристей, во многом совпадает с картами Птолемея, хотя неизвестно доподлинно, что из этого появилось на свет первым.

Реконструкция карты Птолемея, сделанная во второй половине 19 века
Реконструкция карты Птолемея, сделанная во второй половине 19 века
Реконструкция карты Птолемея, сделанная во второй половине 19 века

4. Ряд признаков, следующих из труда Геродота «Скифский рассказ» («История». IV. 13-16), позволяет сделать предположение о том, что речь идёт именно о территории современной России, как то:

– упоминание о грифах (грифонах), изображений которых больше всего сохранилось именно на территории бывшей Великой Таратарии;

– упоминание таких народов, как аримаспы и исседоны, которые, по мнению многих исследователей, с высокой степенью вероятности идентифицируются как кривичи и жители современных Урала и Зауралья, обитателей поймы реки Исеть. Аримасп по-скифски значит «одноглазый», а «исседон» – река по имени Иссе. Другое название исседонов – усуни.

Хотя, скорее всего, скифы (скуфы/скиты) – это обобщающее название различных групп родственных племён.

Эта карта даёт представление о том, где именно находились горы, называемые Имаусом и Рипейскими горами. Карт, которые позволяют безошибочно локализовать современные Урал и Северные Увалы, великое множество. Поэтому совершенно непонятно происхождение заблуждений о том, что Рипейскими (Рифейскими) горами называются именно Уральские.

Где Имаус и Рипейские горы
Где Имаус и Рипейские горы
Где Имаус и Рипейские горы
Где Имаус и Рипейские горы
Где Имаус и Рипейские горы

Несмотря на все неточности, мы можем с уверенностью утверждать, что первым в известной истории названием Уральских гор было именно Имаус, или Имаум. Хотя не факт. Обозначение «imaus» на некоторых картах используется примерно так же, как «monts», поэтому часть картографов употребляло термин для обозначения гор вообще. Хотя не исключено, что спустя время после того как Клавдий Птолемей впервые изобразил горы Имаус, это имя стало нарицательным. Наподобие «Ксерокса» или «Памперса».