Сказки доброго дядюшки Урал-Батыра

463 full reads
620 story viewsUnique page visitors
463 read the story to the endThat's 75% of the total page views
3 minutes — average reading time
Сказки доброго дядюшки Урал-Батыра

Человек всегда стремится разгадать тайну появления на свет всего сущего: облаков, Солнца, рек, животных, гор… И какой бы версии человек ни придерживался, идеалистической или материалистической, как ни крути, получается, что теория эволюции видов в том или ином виде справедлива. Все живые существа развиваются, и для того чтобы в этом убедиться, не требуется жить в этом мире тысячелетиями. Достаточно прожить всего 40–50 лет, чтобы заметить изменения, происходящие как с человеком, так и в среде флоры и фауны.

Но также можно заметить и практически полное отсутствие какого-либо прогресса в отдельных областях. Например, племена аборигенов различных земель вовсе не спешат меняться, и, если бы не белый человек, так и продолжали бы вести привычный образ жизни, слившись с природой. Они вполне могут чувствовать себя счастливыми не только без машин и компьютеров, но даже без металлов. Для выживания в дикой природе вполне достаточно иметь навыки обработки камня, кости, древесины и керамики.

И, что очень важно, представители таких народов не нуждаются в счёте, письме и тем более в истории. Они не ведут летописей и родословных, потому что их наличие никак не отражаются на качестве их жизни. Поэтому им совершенно не важно, что было два года назад или десять тысяч лет назад. Потому что всегда было так, как сейчас. А если было как-то иначе, то это не имеет значения, потому что опять же никоим образом не влияет на их сиюминутное состояние.

И они счастливы. Им можно даже позавидовать. Но при этом аборигены, ведущие примитивный образ жизни, не лишены любопытства, и их тоже интересует, откуда взялись горы, например. И здесь мы сталкиваемся с таким явлением, как мифологическое сознание, которое выражается в полном отождествлении всего сущего и процессов, протекающих в мире, с тем, что их окружает, т. е. с живой природой. Так появляются мифы и легенды. И по тому, что у наших предков тоже были свои мифы, мы неизбежно приходим к мысли о том, что теория Дарвина частично справедлива. Да. Наши предки в какой-то момент выросли из яслей мифологического сознания, и началась эра накопления знаний.

А поскольку началась она совсем недавно, значит, ещё несколько столетий назад человек, фактически имея очень длительную историю, формально её практически не имел. Ну, примерно как кошки или собаки. У них же нет такого понятия, как история? Но это ведь не означает, что её не было, этой истории! Просто не существовало потребности накапливать сведения о ней. А значит, нам остаётся только довольствоваться мифами, которые достались от предков, и, анализируя их, мы можем попытаться сделать реконструкцию, чтобы понять, какие именно события легли в основу былин и сказок.

Если говорить об Урале, то этнографы сообщают следующее:

Согласно башкирскому народному эпосу «Урал-Батыр», гигантский Змей-полоз якобы копал себе метро, зарылся головой в море, там начал замерзать, застыл, окаменел, а его кровь превратилась в нефть, чешуя в малахит, когти в медь и т. д. Можно не продолжать, фантазия каждого позволит ему самостоятельно домыслить остальное, и никто не ошибётся. Всё это свидетельствует о том, что якобы «народный» башкирский эпос, как и все прочие эпосы мира, являются плодом литературного творчества писателей, не имеющих ни малейшего представления о культуре тех народов, для которых они сочиняли свои литературные «шедевры».

Подделки видны невооружённым глазом, потому что наглядно отражают мировоззрение, царившее в обществе в тот момент, когда якобы среди пыльных древних рукописей «случайно обнаруживалась» та самая, которая делает культуру народа древней и самобытной.

На самом деле самобытностью тут и не пахнет. Писатели не обладали сколь-нибудь развитой фантазией, для того чтобы написать что-то оригинальное, поэтому все летописи грешат заимствованиями и повторами, граничащими с плагиатом. Чего, например, стоит эпос юкагирского народа, который якобы сохранил этнограф девятнадцатого века Владимир Ильич Иохельсон. Он сообщает о том, что юкагиры – это дикари монгольского происхождения, которые считают, что все реки на Колыме – это следы гигантского змея, который ползал по лесотундре в ветхие времена.

Если бы он знал подлинную историю этого народа, то не написал бы таких глупостей. Во-первых, юкагиры не так давно приобрели внешние черты, характерные для монголоидов. Они и сейчас ещё очень часто имеют идеальную славянскую внешность.

Писатель Георгий Тымнетагин и директор Сеймчанского краеведческого музея Любовь Алексеевна Шохина (Любовь Алексеевна по национальности – юкагирка).
Писатель Георгий Тымнетагин и директор Сеймчанского краеведческого музея Любовь Алексеевна Шохина (Любовь Алексеевна по национальности – юкагирка).
Писатель Георгий Тымнетагин и директор Сеймчанского краеведческого музея Любовь Алексеевна Шохина (Любовь Алексеевна по национальности – юкагирка).

Гаплотип юкагиров – N1, такой же, как у русских, живущих на Европейском Севере, латышей, эстонцев и финнов. Кстати, у многих русских дворян, в том числе у Гагариных, был именно такой генетический маркер.

Во-вторых, на Колыме даже в ископаемые времена не существовало пресмыкающих. Юкагиры просто не могли знать, что такое змея, и, соответственно, мифов таких они придумать были не в состоянии. Так вот, и Урал-Батыр из этого же ряда. Для того чтобы башкиры в древности могли выдумать то, что им приписано, они должны были обладать уровнем образования европейцев девятнадцатого века, считающих самих башкир дикарями.

То же относится и к эпосам других народов Урала. Кто-то, считавший Хантов и Манси «северными дикими монголами», написал:

«В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджыд-Ляги».

В общем, не вижу смысла цитировать чьё-то литературное творчество, но порекомендую ознакомиться с уральскими мифами здесь: http://bibliocbs.blogspot.com/2014/09/blog-post_11.html

Очень хорошая подборка, включающая и легенду о Золотой Бабе. Но, к сожалению, к подлинно народному творчеству эти произведения имеют такое же отношение, как Незнайка с Пончиком или Волк и Заяц из мультфильма «Ну, погоди!». Когда же и как появились Уральские горы и горы вообще?

Продолжение следует...