Знать, а не верить

6 March
Знать, а не верить

Статья является адаптированным вариантом одной из частей семинара "Я прогрессор".

Эпиграф
Эпиграф

Уже много лет с машинной пунктуальностью в интернете появляется один и тот же фрагмент видеозаписи, сделанной на Петербургском ежегодном экономическом форуме 2012 года. На видео, сделанном 22 июня (второй день форума), Президент и Председатель правления Сбербанка России Герман Оскарович Греф произносит слова, повергающие в шок обывателя. (Одну из версий записи можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/MQ8qMim7eIQ )

Привожу стенограмму этого фрагмента скандальной записи:

«Вы говорите страшные вещи. Вы предлагаете передать власть в руки населения. Тысячелетия эта проблема была ключевой в общественных дискуссиях. И мы знаем, сколько мудрых голов на эту тему думало. В свое время так зародился буддизм: великий наследник одной из богатейших фамилий в Индии пошел в народ и ужаснулся, как плохо живет народ, и он пытался помочь народу, он пытался найти ответ, в чем корень счастья, как сделать народ более счастливым. Он не нашел ответа, и в результате родился буддизм, в котором ключевая идеология — это отказ от желания, он не увидел способ реализации этих желаний. Люди хотят быть счастливыми, они хотят реализовывать свои устремления, а способа реализовать все желания не существует.

Экономический способ производства, о котором мечтал Маркс, еще не реализовался, и поэтому нужно работать, и не факт, что каждый получит эту работу, и не факт, что каждый получит желаемую заработную плату, и не факт, что будет удовлетворен от этого. И при этом если каждый человек сможет участвовать напрямую в управлении, что же мы науправляем?

Великий министр юстиции Китая Конфуций начинал как великий демократ, а кончил как человек, придумавший целую теорию конфуцианства, которая создала страты в обществе, а великие мыслители, такие, как Лао-цзы, придумали свои теории Дао, зашифровывая их, боясь донести до простого народа. Они понимали: как только все люди поймут основу своего «Я» и самоидентифицруются, ими будет тяжело манипулировать, а значит, и управлять.

Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания. Иудейская культура каббала, которая давала науку жизни, три тысячи лет была секретным учением, потому что люди понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными. Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции.

Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность получать напрямую не препарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины, которые спущены на головы средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации всё равно заняты построением, сохранением страт? Так как в таком обществе жить? Мне от ваших рассуждений становится страшновато, честно говоря. Мне кажется, что вы не совсем понимаете, что вы говорите».

Человеку неискушённому слова Грефа кажутся чем-то настолько крамольным, даже мерзким и вызывающим, что его начинают захлёстывать эмоции. Гнев, возмущение, негодование – вот самые мягкие эпитеты, с помощью которых возможно передать состояние обывателя, которому начинает казаться, что:

Вот! Вот оно! Один из членов тайного мирового правительства проболтался. «Заговор масонов случайно выплыл наружу и стал достоянием широкой общественности».

Когда подобные высказывания слышны из уст людей малообразованных, то, в общем-то, всё понятно, но парадокс заключается в том, что такое же мнение о событии имеют и многие из действующих руководителей. Из этого факта следует вывод о том, что данные руководители не соответствуют занимаемой должности и не имеют права управлять даже заводским цехом, не то что предприятием или административно-территориальной единицей. Это безусловное подтверждение профнепригодности, потому что если бы руководитель был грамотным, его никогда не посетили бы подобные мысли даже в отдалённой перспективе.

Ведь, если разобраться, вникая в смысл сказанного, то каждый мало-мальски разумный человек неизбежно приходит к выводу о том, что Греф не сказал ни единого слова неправды. На мой взгляд, он мог бы и промолчать, потому что он человек образованный и неглупый; не мог не понимать, что те, кому «не положено», просто не в состоянии осознать истинный смысл его речи. И, как руководитель, он не мог не предвидеть реакцию слушателей. Следовательно, вывод напрашивается только один:

Герман Оскарович намеренно провоцировал публику, с вполне конкретной целью. И, вне всяких сомнений, цель эта была достигнута. Хотя бы потому, что если бы не произошло всё именно так, я не имел бы возможности сейчас наглядно продемонстрировать суть толпо-«элитарной» модели построения современного социума, которая, по иронии судьбы, одинаково успешно используется как носителями рационального сознания, так и маргинальными элементами, пользующимися неизменной популярностью в среде пролетариата.

Предлагаю абстрагироваться от оценок рассматриваемого явления, поскольку это столь же непродуктивно, как обсуждение того, насколько плох ливень, застигший пешеходов, не имеющих зонтов , в пути под открытым небом. Дождь – это не плохо и не хорошо. Он просто есть. А пешеходам, ругающим дождь, неплохо бы помнить о том, что без воды они умрут. Нельзя осуждать события, имеющие место быть в течение ничтожно малого отрезка времени, смысл которого может быть оценён только в долговременной перспективе.

Полнейшим абсурдом представляется недовольство граждан, которых эвакуируют из зоны бедствия на грузовом самолёте, а те сетуют на то, что борт не оборудован комфортными туалетами. Им жизнь спасают, а они о туалетах… Как в старом анекдоте времён СССР:

– Эй, таварисща! Ты прошлий год Сочи биль? В море купалься?
– Ну, был. Ну, купался. Дальше что?
– Мальчик в тубитейке в море тонуль. Это ты его спасать?
– Ах, вон оно что! Да всё нормально, не благодари. На моём месте каждый бы так поступил.
– Ага… Значится, это ты спасать. Маладес, мальчика спас. Отвечай, гад, тубитейка где?

Можно привести ещё с дюжину популярных примеров, но все они будут лишь многократным подтверждением одного незыблемого закона:

Все участники конфликта условно, в равной мере, правы и неправы одновременно, а условно прав тот, кто конфликт задумал, воплотил и контролирует процесс его развития.

Что бы там ни декларировали многочисленные «мастера» и «гуру» всевозможных «бизнес-тренингов» и семинаров, посвящённых хоть «эффективному менеджменту», хоть защите от «электронного рабства» или иным популярным темам, на которых можно зарабатывать, модель толпо-«элитарного» общества функционирует в строгом соответствии с данным ей определением.

Толпо-«элитарная» система – это иерархия парных отношений, где одна из сторон – всегда меньшинство, диктующее свою волю, а другая – большинство, вынужденное исполнять волю меньшинства.

Рис. 01 Структура толпо-"элитарного" общества
Рис. 01 Структура толпо-"элитарного" общества

Эту систему создал тот, чья задача заключалась в создании «вечного двигателя». Для того чтобы возникла энергия, которую можно преобразовать в полезную работу, необходима разность потенциалов, как в электротехнике, где для возникновения упорядоченного течения электронов (электротока) необходимы два разных полюса.

Всё очень просто. Энергия появляется там, где существует дисбаланс. И чем он больше, тем выше КПД энергетической установки. Это основной принцип термодинамики: чем больше разность температуры, давления и скорости течения рабочей среды на разных полюсах системы, тем больший объём энергии можно извлечь в кратчайший срок.

Чем меньше тех, кто обладает правом кричать:

– Это не твоего ума дело! – и
– Знай своё место!

И чем большее количество вынуждено скулить:

– Я человек маленький, – и
– Наше дело – телячье,

Тем большее возникает противоречие, тем сильнее разность потенциалов, а, соответственно, сильнее возникающий ток. Чем больше объём этого тока, тем больше его потенциальная энергия. Значит, наибольшее количество полезной работы можно извлечь при максимальных противоречиях на противоположных сторонах пирамиды толпо-«элитарной» системы. При максимальном значении разности зарядов вершины и основания пирамиды.

Вот для чего существует так называемый Глобальный предиктор:

Он планирует, осуществляет и контролирует ход накопления разницы потенциалов. Но он же никогда не позволит этой разнице принять критические значения, иначе возникнет дисбаланс, в результате которого либо произойдёт исчезновение «тока», либо случится «пробой», молния, испепеляющая всё, как это произошло в 1917 году. С тех пор ГП регулирует систему, не допуская аварийных ситуаций. То, что обывателю кажется катастрофой, для Предиктора – всего лишь часть идеального термодинамического цикла.

Рис. 02 Идеальный цикл Карно
Рис. 02 Идеальный цикл Карно

Для наблюдателя, в зависимости от его местонахождения, происходит либо начало, либо завершение, либо одна из иных точек какой-либо из фаз цикла (впуск – сжатие – расширение – выпуск). Он, в силу своих физических природных особенностей, не имеет возможности наблюдать весь цикл, состоящий из отдельных фаз. Всё просто:

Продолжительность жизни наблюдателя значительно короче любой из фаз Идеального цикла.

Лабораторные мыши живут не более полутора лет. Человеку свойственно полагать, что только он додумался ставить эксперименты на грызунах, чтобы проследить какие-либо изменения в их организмах на протяжении нескольких их поколений. Почему-то самоуверенные люди даже мысли не допускают о том, что кто-то, кого они не видят, точно так же ставит эксперименты, в которых подопытными организмами являются не только сам человек, но и его родители и родители родителей, а также и его потомки будут участниками эксперимента.

Причём речь вовсе не идёт о долгожителях, которые планируют события на несколько сотен лет вперёд. Прогрессоры разных поколений последовательно выполняют намеченные планы вне зависимости от срока жизни. Начатое прадедом могут заканчивать правнуки. А тем, кто «не в курсе», разумеется, не видать из своей точки местонахождения ни начала, ни конца цикла. Чаще всего даже одна фаза им не видна. Именно поэтому решения управляющих, с их точки зрения, являются абсурдом.

Чтобы было понятно, можно сравнить это явление со строительством дома, который начинали строить одни, а заканчивали уже другие. Тем самым первым казалось полнейшей глупостью, что им платят деньги просто за то, что они копают никому не нужную яму. А праправнуки землекопов, начинавших рытьё котлована, во время торжественной церемонии разрезания ленточки при введении в эксплуатацию объекта уже точно знают, для чего одни копали яму, другие заготавливали песок и щебень, третьи клали кирпич и т. д.

Человеку невдомёк, что и дождь «включают» не для того, чтоб он чертыхался под струями дождя, оставшись без зонта и плаща на улице. В то самое время крестьяне могут плясать от радости, потому что этот дождь был последней надеждой спасти урожай от засухи. И только тому, кто дождь включил, сверху видно всё: и тех, кто расстраивается из-за намокших костюмов и причёсок, и тех, кто с любовью гладит ладонями истосковавшиеся по влаге растения на пашне.

Дождь – это не плохо и не хорошо. Дождь краток, но необходим всем. В том числе и тем, кто вымок. Может быть, даже простудился. Насморк ничто в сравнении с засухой и последующей нехваткой продовольствия. Зато те, кто понимает суть такого явления, как дождь, отлично знают о способах и методах, позволяющих пользоваться в своих корыстных целях тем, что воспринимается разными категориями людей неоднозначно. Перспектива выгоды заставляет их умышленно создавать ситуации, разделяющие интересы людей. И потоки води ничто в нашем мире по сравнению с информационными потоками.

Информация – мощнейший инструмент, с помощью которого можно создавать новые миры, но им же можно стирать космос, словно ластиком карандашные линии в альбоме для рисования.

Вот почему неправы сторонники Концепции общественной безопасности (КОБ), утверждающие, что толпо-«элитарная» модель навязана обществу искусственно, а потому, по их мнению, она нежизнеспособна. Ещё как жизнеспособна! КОБовцы тешат людей иллюзиями, сходными по своей природе с коммунистическими иллюзиями, внушившими людям идею всеобщего равенства. А горькие плоды коммунистической утопии мы пожинаем по сей день, потому что, несмотря на то, что СССР не существует уже почти тридцать лет, общественное сознание до сих пор тешится мифами о том, что каждая кухарка может управлять государством.

Не может. Любой, кому доводилось руководить хотя бы небольшим коллективом, знает, что без кнута и пряника невозможно выстроить работоспособную систему управления. Конфликт интересов необходим так же, как необходимы смены дня и ночи. Если все будут сытыми и довольными, то не будет стимула работать.

Точно так же работа встанет, если все станут одинаково умными, и их навыки и умения станут полностью идентичными. В природе для регулирования этих процессов существует естественный отбор. Но у разумных существ, объединённых в социум, нет иного выбора, кроме как более способному меньшинству брать управление над менее способным большинством в свои руки. Причём во многом это необходимо в интересах самого большинства.

И как это ни парадоксально, зачастую в интересах самого большинства – не знать о конечных планах прогрессоров. Если солдаты на поле боя узнают всё то, что известно генералу, то они просто перестанут выполнять команды, и война будет проиграна.

Отсюда следует простой вывод:

Развитие общества невозможно без конфликта интересов между различными его слоями.

Не существует никакого равенства в природе. Для эффективного выполнения глобальной задачи, которая реализуется в интересах всего общества, разумно наделить каждую часть общества собственной задачей и мотивировать каждую из социальных групп по отдельности: кому-то пообещать повышение по социальной лестнице, а кому-то достаточно яичницы и бутылки пива после работы.

Между тем общество уже не способно развиваться в условиях закостенелой системы регуляции конфликтов с помощью кастовой или варновой системы. Для непрестанного роста эффективности необходим постоянный приток одного из самых важных ресурсов. Это не деньги. Даже не газ или нефть. Самый востребованный ресурс – это даже не золото, а опять-таки информация. Информация в виде мозгов человека. Упрощённо, конечно. На самом деле ценность составляют не мозги сами по себе, а комплекс, включающий в себя не только вложенные в человека знания, но его личные моральные качества, состояние здоровья, кругозор и, естественно, мотивация.

В целях обеспечения поставки такого рода ресурсов создан целый каскад тестов, позволяющий отбирать лучших из лучших. Вне зависимости от того, к какой из социальных страт от рождения принадлежал кандидат в управляющие.

Рис. 03. Пирамида американского социолога Абрама Маслова
Рис. 03. Пирамида американского социолога Абрама Маслова

Система эта по-прежнему имеет целый ряд недостатков, потому что используют её в своих целях те, кто не заботится ни одним из критериев, кроме одного:

Возможность постоянного увеличения извлекаемой прибыли.

Естественно, что, в полном соответствии с законами природы, подавляющее большинство, по крайней мере, четыре нижние ступени пирамиды Маслова, почти в полном составе обречены на то, чтобы никогда не осознать, что именно с ними происходит. Те немногие, кто сообразит и правильно отреагирует на изменения обстановки, поднимутся наверх и по праву займут своё место на пятом уровне. Отдельные таланты смогут допрыгнуть до шестого этажа, но это максимум, на что им позволено рассчитывать, потому что на более высоких ступенях срабатывает ограничитель, настроенный на чистоту крови. Аристократию никто не упразднял, на самом деле.

Тест на чистоту крови – один из самых жёстких, потому для 99,999 % членов общества актуальным не является. А вот тест на сохранение здравомыслия в условиях поступления новой информации является самым распространённым и многоуровневым. Внутри каждой страты он применяется многократно, а духовный и интеллектуальный рост по всей пирамиде вообще невозможен без освоения навыков критического осмысления поступающей вновь информации.

Одним из наглядных примеров того, как это работает, является проверка на глубину мифологического сознания.

Мифологическое сознание – особая форма человеческого сознания, для которой миф – не фикция, а подлинная необходимость. Не вымысел, а инструмент, который содержит в себе определенную структуру, характеризующую диалектически необходимую категорию бытия. (Термин был введён русским философом, писателем и видным деятелем советской культуры Алексе́ем Фёдоровичем Ло́севым)

В той или иной степени каждый из нас наделён мифологическим сознанием, но все мы по-разному его используем. В каждой из социологических страт достаточно много представителей, для которых характерным является именно мифологический образ мышления. Но на каждом уровне – своя мифология. Самая примитивная, разумеется, предназначена для наименее образованных людей, подверженных внушению, даже не обладающих потребностью докопаться до сути полученной информации. Критерий у таких людей всего один:

Интересно или неинтересно.

Вот для таких и существует система тестирования, которая кажется на первой взгляд слишком уж простой. На самом деле у неё не одна, а несколько задач. Основных две:

а) Заставить тех, кто обладает хоть какими-то зачатками мышления научного типа, интересоваться всем, что кажется необычным.

б) Отнять время, которое можно было бы употребить на что-то непродуктивное, употребив его на то, что для человека может стать впоследствии толчком к началу самостоятельного интеллектуального труда, способного развить потребность человека.

Потребность в знаниях – это то, что позволяет подготовить ресурс для пополнения второй страты теми, кто прошёл отбор на низшем уровне.

Ни в коем случае нельзя по этому тесту судить об умственных способностях кандидата. Люди, начавшие интересоваться всем необычным, имеют гораздо более высокий потенциал, нежели многие из представителей четвёртой страты. Разница только в изначальных возможностях, которые на старте у представителей более высоких страт от рождения несоизмеримо выше, чем у тех, кто находится в основании пирамиды.

Всем же известна поговорка о том, что «на детях природа отдыхает». И, несмотря на то, что поговорка имеет достаточно много подтверждений её справедливости, при тщательном анализе выясняется, что на самом деле это мнение не соответствует действительности. Просто дети знаменитых родителей больше привлекают внимания, от того и складывается такое ошибочное представление.

Но у системы тестов «Интересно – неинтересно» есть и ещё одна важная задача:

Выявлять в толпе тех, кто способен мыслить критически и проверять информацию на предмет её достоверности. Ярким примером является интернет-газета «Панорама». Вот один из ярких образцов того, как ненавязчиво производится тестирование на здравомыслие:

Публикуется статья с сенсационным заголовком:

Рис. 04
Рис. 04

Текст под заголовком может быть каким угодно, но чаще всего он по стилю и содержанию имитирует научно-популярную статью:

«Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин опубликовал в своём Twitter фотографии с борта виманы – летательного аппарата, которым пользовались славяне в 1200 – 650-х годах до н. э. Строительство аппарата велось с 2008 года по чертежам и описаниям, приведённым в cлавяно-арийских ведах.

По словам Рогозина, вимана может перемещаться со скоростью до 130 км/ч и на максимальной высоте 3500 метров над землёй. При этом аппарат не потребляет топлива и не требует от пилота каких-либо навыков управления воздушным судном. К 2025 году «Роскосмос» планирует поставить на рынок более 5000 аппаратов, на разработку которых из бюджета выделено 4,9 млрд. рублей.

Против серийного производства виман выступает ФГУП НИИ «Православный космос». Там разработку виман называют «языческим мракобесием» и предлагают отказаться от такого вида транспорта «ради сохранения культурного кода русских». При этом учёные признают эффективность описанных в ведических книгах технологий и их экономические преимущества, актуальные даже в XXI веке». (Источник: Панорма https://panorama.pub/20314-roskosmos-provyol.html)

Подавляющее большинство люмпенов не прочитают ничего, кроме заголовка. В том случае, конечно, если такой заголовок им на глаза попадётся. Часть из них может поделиться новостью с друзьями и знакомыми. А некоторые даже прочитают какую-то часть текста. Но только единицы попытаются разобраться в том, что такое виманы и что это за организация такая – «Православный космос».

Более подготовленные читатели, конечно же, порадуются остроумной шутке, но и среди них найдутся те, кто не заметит в конце текста едва заметное пояснение: "Сатирическое издание "Панорама". Все тексты на этом ресурсе представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями".

Рис. 05
Рис. 05

Всё бы ничего, но среди таких явно гротескных статей, не вызывающих ничего, кроме позитивных эмоций, у здравомыслящего читателя, существует достаточно много других, которые куда более похожих на информационные сообщения от проверенных издателей. Вот один из примеров:

Рис. 06
Рис. 06

Заголовок в разделе «Политика» гласит: «Трамп предложил Китаю вакцину от коронавируса в обмен на принятие экономических требований США».

Поверьте, откровенно фальшивые статьи меркнут и теряются на фоне массы тех, которые значительной частью случайных посетителей сайта, не догадывающихся о том, что ресурс позиционирует себя как «сатирический», воспримутся на полном серьёзе. Даже среди тех, кто осилит саму статью, обязательно найдутся те, кто привык доверять написанному.

А ведь в той же рубрике существуют и другие статьи. Один из заголовков гласит:

«Правильно будет – Белорусский федеральный округ»: Институт русского языка поставил точку в спорах о Беларуси и Белоруссии.

Представляете, как он влияет на подсознание тех, кто хотя бы мельком прочёл это? И уж совершенно провокационно звучит следующее следом название статьи:

Эксперты предложили убрать графу «против» из бюллетеня при голосовании за поправки в Конституцию.

Это уже не шутки! Это уже выглядит злонамеренным враждебным актом, направленным против граждан нашей страны. Это явный, неприкрытый элемент информационной войны. Совершенно неважно, что часть читателей не воспримет этот посыл в качестве раздражающего факта. Куда важнее, что количество тех, кто привык верить на слово, значительно больше. И, манипулируя этим большинством, можно эффективно проводить принятие решений, которые не входят в число приоритетов самого этого большинства.

Очевидно, что руками дилетанта довольно просто достичь негативных результатов, противоречащих интересам всей пирамиды общества. Таким образом, верой можно победить разум. Вот в чём главное различие между теми, кто стремится знать, для кого информация является источником познания, и теми, кто верит, для кого любая информация, полученная из признанных или условно признанных источников, является руководством к действию.

Теперь рассмотрим, что же из себя представляют такие понятия, как знание и вера, исключив религиозный аспект. Итак:

Зна́ние — результат познавательной деятельности, соответствующий реальному положению дел, обоснованный фактами и рациональными аргументами. Результат познания, который может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку. На получение знаний о сути вещей, явлений и их взаимосвязях нацелена наука и её научный метод.

Нау́чный ме́тод — система категорий, ценностей, принципов, методов обоснования, образцов и т. п.

Метод включает в себя:

– способы исследования феноменов,

– систематизацию,

– корректировку новых и полученных ранее знаний,

– правила и принципы рассуждения,

– эксперименты.

Для объяснения фактов выдвигаются:

– идеи,

– версии,

– гипотезы,

– теории,

– модели.

Требования:

– объективность,

– относимость,

– допустимость,

– независимость (невозможность принятия на веру каких-либо утверждений, даже если они исходят от авторитетных учёных),

– документирование,

– доступность для проверки всех исходных данных, методик и результатов исследований,

– возможность многократного воспроизведения эксперимента независимыми исполнителями с повторяющимся результатом, не противоречащим подтверждаемой версии (гипотезы или теории).

Данный список, разумеется, не являются исчерпывающим, однако для тезисного изложения вполне годный, чтобы составить достаточно ясное представление о предмете. А теперь рассмотрим, что из себя представляет вера с тех же позиций, с каких мы рассмотрели знание.

Ве́ра — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры.

И это всё… Более добавить к сказанному практически нечего. Уже этот факт должен заставить человека здравомыслящего глубоко задуматься. Вера является таким понятием, на осмысление которого нет нужды прилагать сколько-нибудь значимых усилий. В этом-то, по иронии, и заключается её суть.

Вера не требует труда. Достаточно только иметь хорошую память, а трудиться для получения знаний вовсе не обязательно.

Знание может иметь ценность безотносительно от способов его приобретения. Но если знание получено путём запоминания некой информации, то это не является знанием в общепринятом понимании, поскольку оно

не является деятельностью, соответствующей реальному положению дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами.

По большому счёту вера как религиозная категория ничем не отличается от веры как способа накопления знаний. Знания, основанные на вере, не дают возможности их применения в сфере, находящейся за рамками, ограниченными учителем или тем, чьи мысли заимствовал тот, кто верит прочитанному и услышанному. А это уже является алгоритмом, сводящим возможности человека к возможностям машины, созданной и запрограммированной другим человеком.

Таким образом, налицо доказательство того, что:

человек верующий есть человек-робот.

Можно выучить наизусть десятки томов знаменитого философа, но при этом оставаться беспомощным в рядовой ситуации, не требующей напряжения ума тех, кто никогда даже не слыхал имени этого философа. Запоминание материала является копированием заблуждений того, кто этот материал изложил. Однако верящие являются достаточно ценным ресурсом для тех, кто занимает верхние ступени социальной пирамиды. Для тех, кем как раз и является Герман Оскарович Греф.

Можно ли давать таким оценку, плохи они или хороши? Разумеется, нет. Они, как и дождь – не хороши и не плохи, они просто есть и исправно выполняют своё предназначение. Они руководят, потому что знают, а не верят. Человек, способный без доказательств принимать суждения, определения и выводы, не подвергая их сомнению и не пытаясь проверить их верность, способен только на то, чтобы чётко исполнять инструкции, подобно роботу, исполняющему заложенные алгоритмы.

Шаг вправо, шаг влево – и всё: их разум перегружается, потому что не привычен к мыслительной деятельности, «зависает» и отказывается воспринимать действительность объективно. Такой человек, даже будучи уверенным в независимости и незамутнённости своего разума, является объектом для манипуляции, читай – управления. Но поскольку для управляющих существуют свои алгоритмы, верящие могут становиться идеальными управляющими. Но… Прогрессорами – никогда.

Верящие и верующие – суть одно:

ПАСТВА.

Принципиальной разницы между верящими и верующими нет. И те, и другие не признают никаких законов, правил, кроме одного:

ПАСТЫРЬ ЗНАЕТ ВСЁ И ОШИБАТЬСЯ НЕ МОЖЕТ.

Правило верящих и верующих универсально и потому привлекательно. И оно привлекательно вдвойне потому, что позволяет человеку чувствовать себя комфортнее, не прилагая к этому собственных усилий. Эта модель поведения, по сути, является не чем иным, как подростковым инфантилизмом, явлением, очень хорошо известном психологам.

Это одна из разновидностей паразитарного образа существования. Она обычна, в ней нет ничего такого, о чём человек слышит впервые, и является характерной чертой подавляющего числа живых существ: не только тех, что считаются разумными, но и представителей животного мира.

В любом стаде находится особь, которая способна взять на себя ответственность бескорыстно выполнять работу, которая полезна для всех остальных. Всегда найдётся один из десяти тот, кто молча начнёт делать что-то ради всех остальных, в то время пока они митингуют, обсуждают, ищут виноватого или ждут барина. Леность ума и души не являются чем-то экстраординарным, а напротив, составляют значительную часть сознания большинства членов общества.

Такое положение невозможно изменить, но это не означает, что всё так уж плохо. На самом деле наиболее зрелые и мудрые обращают ситуацию в полезную даже при массовом инфантилизме окружающих. Потому что никогда не поздно возглавить стадо и направить его потенциал на решение насущных задач, итогом чего станет улучшение качества жизни всех, и, в конечном итоге, конечно же, это является благом.

Рис. 07 Мгновение лекции "Знать, а не верить", в московской Студии Татьяны Олешкевич "Сарос" на Маросейке
Рис. 07 Мгновение лекции "Знать, а не верить", в московской Студии Татьяны Олешкевич "Сарос" на Маросейке
Рис. 08
Рис. 08

Если вы хотите организовать в вашем городе семинар "Я прогрессор", который поможет мотивировать руководителей вашей компании среднего и высшего уровня к сплочению и осознанной направленности на достижение общих целей и задач, присылайте заявки с пометкой "Семинар" на электронную почту

veche-reet@yandex.ru

или ватсапп +7 925 744-68-74