"Четвертая высота" - новый спектакль Ксении Зориной

23 February

"Четвертая высота" - новый спектакль Ксении Зориной по чудесной книжке Ильиной "Четвёртая высота".

Надо сказать, что ее театр - это один из тех 4-5 театров в Москве, которые мне кажутся действительно интересными, и стоящими внимания. Поэтому каждый новый спектакль здесь я жду с любопытством.

Оказалось, что "Четвёртая высота" - это совсем не история, как предыдущие. Это скорее попытка передать ощущения, настроения и атмосферу детства. Когда важна каждая мелочь, когда одна фраза становится историей, когда мечта может сосредоточиться в синеньком ведерке, но ты вырастаешь из нее, просто подержав его в руках.

Несколько эпизодов из жизни маленькой Гули Королевой играют сразу 4 актрисы. Каждая их них одновременно Гуля, и каждая в какой-то момент становится ее мамой. Повторы слов, пластика, оттенки чувств.  Да, есть в этом формате что-то от нелюбимого мной Электротеатра, в котором форма заменяет все остальное. Но здесь слишком много эмоций прячется в маленьком спектакле, чтобы говорить о торжестве формы.  Вот, хотя бы как они все смотрят на слона!

Добавляет ли такой подход глубины ощущениям и удовольствия зрителям? Не уверена. Но почему бы было не попробовать?

Пожалуй, по-крайней мере, поначалу, спектакль кажется больше набором этюдов, чем цельным произведением. Да, собственно, он и есть только отрывок - первые несколько глав из книги, и даже ни одна из 4х высот еще не взята Гулей. Но яркий характер маленькой упрямой девочки, уже виден. И большой мир, с которым она знакомится, оказывается очень настоящим, хотя на сцене нет почти ничего, кроме нескольких условных мячей и ведерка.

То, что нам показали, довольно необычно и непросто для восприятия. Оставляет в некотором недоумении и заставляет ждать продолжения. Обрывается на произвольном месте, и тем самым вынуждает подсознательно  искать какую-то общую веревочку, на конце которой будет завязан бантик великого замысла. Впрочем, не уверена, что я его обнаружила. И даже не уверена, что его надо искать. Возможно, смысл просто в том, что детство - это свой особый мир, мир очень сильных и хрупких одновременно ощущений, время создания и становления характера, который рождается при столкновении эмоций и концентрации сознания, мир,  который так легко вспомнить, и так просто потерять навсегда.

Эпизоды из книжки отлично считывались. Но это при условии, что вы знакомы с первоисточником. Я что-то помнила почти дословно (например, про "толстые веревки" и про слона), а что-то вспоминала на ходу.  А прийдя домой, естественно, перечитала начало.  И очень рекомендую сделать это до спектакля. Восприятие будет гораздо более ярким.
Мне и вообще кажется, что человеку, не знакомому с первоисточником, будет сложно воспринимать происходящее. Слишком многое сделано на уровне намеков и пластики.

Если предыдущие спектакли, поставленные по мифологическим сюжетам, я рекомендую просто всем и однозначно, то здесь сложнее. Это может зацепить, а может и нет. Мне самой ближе вариант сторителлинга, но кто знает, может быть вы найдете свой катарсис именно здесь, попав на одну волну с актерами в каком-нибудь из эпизодов.

Гуля Королева
Гуля Королева


P.S. Я поняла, что мне надо пересмотреть это где-нибудь через год. Сначала было непривычно и странно. А потом я перечитала начало книги. И вот уже несколько дней не выходит из головы - это вот начало жизни маленького человека в большом мире. И теперь я думаю, что идея прекрасная, но может быть воплощение немного не теми средствами, которые я люблю и к которым привыкла. У меня вообще тяжело с пластикой и образным мышлением.
В отзывах народ обсуждает, было ли давление мамы, или нет. Я его не увидела. Понимаю, что подразумевается, но мне показалось, что это не так важно, как вступление в мир взрослых вообще. Первые барьеры, первые запреты, первые иносказания... 

http://www.zorina.theater/ - сайт театра