Что спрятано в подвалах храма Христа Спасителя

14 March

Конечно, я слышала о галерее под храмом Христа Спасителя, которая позиционирует себя, как выставка шедевров из частных коллекций. Но признаюсь,  была полна скепсиса. А зря. Галерея оказалась весьма впечатляющей, как по размерам, так и по содержанию. И когда мы пришли туда на выставку «Неизвестный Ренессанс: шедевры живописи XIV – XVII веков из частных собраний», то самым сложным оказалось добраться до цели. Потому что работы итальянских мастеров находятся в зале, расположенном примерно посередине выставочного пространства, а там столько всего интересного!  

Основная галерея, по обе стороны от нее расположены залы с тематически подобранными работами русских и европейских художников
Основная галерея, по обе стороны от нее расположены залы с тематически подобранными работами русских и европейских художников
Балерина Дега. Представляете, да? Копия той, что находится в Лувре.
Балерина Дега. Представляете, да? Копия той, что находится в Лувре.

Признаюсь, я ходила по выставке, разинув рот, и вспомнила про фотографии, только когда до закрытия осталось несколько минут, и нас стали активно выгонять. Впрочем, может это и к лучшему. У вас будет повод дойти и посмотреть, а не ограничиваться фотографиями низкого качества, которые мало что передают. Но несколько штук я все-таки покажу для затравки.

Итак, начнем с Ренессанса. В рамках выставки   «Неизвестный Ренессанс: шедевры живописи XIV – XVII веков из частных собраний» нам привезли около двух десятков работ итальянских художников,  знаменитых и не очень. Зачем смотреть?

Ну, во-первых, это просто красиво. Во-вторых, когда теперь доберешься до Италии. И главное — там столько любопытных деталей, что рядом с каждой работой можно надолго задержаться, рассматривая каждый элемент.

Вот, например, складень 16 века.

Икона кажется совершенно не итальянской, и это так и есть. Она действительно византийского письма (критская), а вот окружающие ее сцены из жизни Христа выполнены в Венеции в технике пастилья. В 16 веке эта техника хранилась в секрете. Пастилья — лепные фигуры из гипса, которые раскрашивали и прикрепляли к деревянным панелям. Материал очень хрупкий, так что сохранность складня просто потрясающая. 

Это вот "Мадонна с младенцем" Джованни Беллини —  работа, которая сразу притягивает внимание. Она такая весенняя и прекрасная. 

"Мадонна с младенцем "Джованни Беллини".
"Мадонна с младенцем "Джованни Беллини".

Да, фотография ужасная, там очень сложное освещение. Просто сходите и посмотрите. Она того стоит.

О Джованни Беллини почти всегда говорят «великий»: он был учителем Тициана и Джорджоне, к нему приезжал брать уроки Альбрехт Дюрер.
О Джованни Беллини почти всегда говорят «великий»: он был учителем Тициана и Джорджоне, к нему приезжал брать уроки Альбрехт Дюрер.

еще несколько работ из этого зала
еще несколько работ из этого зала
Ло Скеджа  «Триумф Александра Македонского»
Ло Скеджа «Триумф Александра Македонского»

Вообще-то это настоящий комикс, т.к. рассматривая детали вблизи зритель словно совершает путешествие вместе с Македонским, проезжая Рим, Пизу и возможно другие города Италии.

Но давайте же пойдем дальше, и хотя бы краем глаза посмотрим, что еще интересного есть в галерее.

От итальянской религиозной живописи перейдем к русской. В соседнем зале замечательная коллекция икон.

Обратите внимание на иконостасы, с какой нежностью они выполнены!

\
\

Дальше подборка уже светских работ русских художников.

Карл Брюллов
Карл Брюллов
Шультце
Шультце
Шкаф, в котором хранились сочинения ЛН Толстого. Прекрасный образец русского модерна.
Шкаф, в котором хранились сочинения ЛН Толстого. Прекрасный образец русского модерна.
Кустодиев
Кустодиев
Нестеров
Нестеров
Нестеров
Нестеров
Федор Васильев
Федор Васильев
Клодт
Клодт
Верещагин
Верещагин
Шультце
Шультце
Горюшкин-Сорокопудов
Горюшкин-Сорокопудов
Вот Юон мне кажется подделкой...
Вот Юон мне кажется подделкой...

Выставка открыта в «Центре искусств. Москва» в Храме Христа Спасителя (в цоколе, слева от главного входа) до 30 апреля 2020. Имейте в виду, что на осмотр лучше заложить часа полтора, а сама выставка работает только до 18-00, соответственно касса, до 17-00.