Недобрые гости: на что имеют права коллекторы?

29 January 2018

«Проблемных» заемщиков при упоминании об одном лишь слове «коллектор» бросает в дрожь – и перед глазами сразу же встает картина криминального содержания, когда «злые дяди» угрожают отнять все, если долг не будет возращен. Но имеют ли право сотрудники коллекторского агентства идти на «крайние меры», чтобы «выбить» деньги из неплательщика?

После многочисленных жалоб граждан РФ на незаконные действия коллекторов, в России 3 июля 2016 года вступил в силу федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Этот закон предусматривает ограничение на количество звонков, которые могут делать коллекторы на телефон должника, звонить можно не более 2 раз в неделю и не более 8 раз в месяц. Также коллекторы имеет право беспокоить клиентов только с восьми утра до десяти вечера и это в рабочие дни, в праздники же с девяти утра и до восьми вечера. «Ночные» звонки с незнакомых номеров – уже являются нарушением, и если таковые имели место быть, то заемщик имеет право пожаловаться на действия сотрудников. Также коллектор при контакте с должником обязан представиться и назвать свою организацию — за не выполнение данного условия предусмотрен штраф.

Помимо запрета на беспокойство клиентов в позднее время суток, коллекторы не могут оскорблять, запугивать, унижать или иным способом оказывать психологическое давление на неплательщиков, так как это также нарушает статьи Гражданского и Уголовного кодексов РФ. Однако эти условия очень часто нарушаются: жалобы на оскорбительное поведение коллекторов – типичное явление в кредитном бизнесе, и, к сожалению, искоренить его полностью невозможно.

Прибегая к превышению своих прав, коллекторы действуют исходя из своих интересов и пожеланий агентства, которое требует от своих сотрудников максимального выполнения планов по взысканию долгов с «просрочников». И сотрудникам зачастую не остается других вариантов, как оказывать психологическое давление на заемщиков.

Но бывают случаи, когда одними только «голыми» угрозами дело не ограничивается – и в ход идут посещения, порча имущества, физическое насилие. Прийти в дом к клиентам сотрудники могут, но войти без разрешения и потребовать взамен какую-либо ценную вещь они не имеют права. В случае насильственного проникновения в помещение их действия попадают под статью УК РФ «Незаконное проникновение», и жилец имеет полное право подать в суд.

«Вымогательственные» надписи с требованием вернуть долг, распространение порочащих листовок по соседям и прочие действия также являются незаконными.

Таким образом, чтобы уберечь «честное имя» от произвола коллекторов, важно помнить, что большее, что они имеют право сделать – это позвонить в утреннее или вечернее время, направить уведомление или же прийти с личным визитом и вежливо попросить вернуть долг. В остальных случаях нужно не стесняться, не бояться, а жаловаться на их действия. Только после вашего заявления в полицию (или, если полиция бездействует, в прокуратуру) коллекторов можно будет привлечь к административной и, что важно, уголовной ответственности. В завершение хотелось бы предостеречь от необдуманных поступков. Помните, новый закон не снимает с вас ответственность за взятые кредиты. импульсивные кредиты - опасная ловушка, не попадитесь на крючок минутных радостей, за которые придется расплачиваться долгие годы не только деньгами, но и своими нервами.