Что делать, если организатор совместных покупок не возвращает деньги

Совместные или коллективные покупки – это способ приобретения товаров по оптовым ценам группой лиц. Посредником между продавцом и покупателями в данном является организатор закупки – удаленно расположенная компания или юридическое лицо. В связи с этим нередки случаи нарушения прав потребителей, когда организатор отказывается вернуть предоплату либо деньги за некачественный товар.

Если совместные покупки совершались посредством специального сайта либо через социальные сети, по вопросам возврата предоплаты либо денег за некачественный товар можно обратиться в службу поддержки или администрацию ресурса. Также здесь может иметься особый раздел, посвященный разрешению финансовых вопросов. Крупные и авторитетные компании заключают договор с организатором, поэтому могут связаться с ним и обязать выплатить полагающуюся компенсацию.

Ситуация усложняется при использовании непроверенных и неофициальных сайтов для совместных закупок. Здесь возникает риск того, что организатор-мошенник просто перестанет выходить на связь после совершения сделки. В этом случае нужно постараться собрать как можно больше информации о нем. Попробуйте выяснить его ФИО и адрес, проверьте, является ли он индивидуальным предпринимателем либо представляет интересы фирмы. Проверить регистрацию в качестве ИП можно посредством официальных онлайн-ресурсов Федеральной налоговой службы РФ. Также соберите данные о совершенном переводе средств - реквизиты банковских счетов участников закупок, номера карт или кошельков в платежной системе и т.д.

Составьте претензию на имя организатора совместных покупок. Изложите в ней требования по возврату денег в необходимом размере. Если организатор является ИП либо ООО, нужно сослаться на закон о защите прав потребителя. В том же случае, если он выступает посредником при проведении коллективных закупок неофициально, ссылайтесь на статьи 171 и 159 УК РФ и требуйте возврата денег под угрозой обращения в суд. Отправляйте претензию заказным с уведомлением по почте и ожидайте ответа в течение 14 дней.

При отсутствии необходимых сведений о посреднике обратитесь в полицию. Органы защиты правопорядке будут обязаны провести проверку по факту мошенничества и незаконного предпринимательства и попытаться установить личность организатора закупок. В данном случае преимуществом будет являться наличие сразу нескольких обманутых лиц, поэтому следует составлять коллективное заявление либо несколько документов от каждого из участников.

Как только данные об организаторе будут выяснены, необходимо составить исковое заявление в суд. После проверки полученных данных будет назначено судебное разбирательство. При отказе обвиняемого в мошенничестве лица процесс может быть решен в одностороннем порядке в пользу потерпевших лиц. Виновник будет обязан возместить причиненные убытки, а также оплатить административный штраф. При мошенничестве в особо крупных размерах гражданин или организация привлекаются уже к уголовной ответственности.

Если сумма долга невелика, и нет времени на судебные разбирательства, можно попробовать еще один вариант, а именно - обращение с жалобой в налоговую инспекцию по месту жительства. Жалобу можно вручить сотрудникам налоговой службы лично либо заполнить специальную форму на официальном сайте. Организация проверит организатора на законность его деятельности, которая должна осуществляться в соответствии с налоговым законодательством РФ, и при наличии нарушений он может быть незамедлительно привлечен к уголовной ответственности.

Обращаясь в полицию, суд или налоговую, обязательно предоставляйте все имеющиеся данные об организаторе совместных покупок, а также совершенной сделке. В качестве доказательства можно использовать распечатанные скриншоты переписки с другими участниками сделки и ее организатором. Также понадобится доказать факт передачи денег, например, распечатав платежный документ из онлайн-банка либо приложив расписку в получении средств. Только на основе этих данных злоумышленник понесет заслуженное наказание.