Как организовать подготовку малыша к школе

Школа – это совершенно новый этап жизни как ребенка. Чтобы минимизировать проблемы и стрессы, связанные с ним, нужно готовиться к первому классу заблаговременно.

С какого возраста нужно начинать подготовку к школе?

Обучение ребенка необходимым для школы навыкам – это очень аккуратный и постепенный процесс. В принципе, самые общие и легкие развивающие задания можно и нужно давать уже с трех лет, очень медленно увеличивая сложность заданий. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения и игры соответствовали не только возрасту, но и индивидуальным особенностям вашего чада. Возможно, в 3 года он будет щелкать задания, как орешки, а возможно, что ему нужна будет помощь. Не бойтесь, помогайте малышу и терпеливо подбирайте нужный уровень заданий. Очень важно в этот тяжелый период не отбить тягу к знаниям! Поэтому обязательно хвалите его за старания и за хорошо выполненные упражнения.

Не переживайте, если подготовку к школе вы решили начать только в 5 лет. Развитие ребенка в этом возрасте уже позволяет готовиться к школе в более интенсивном и быстром темпе. Но, опять же, следите за тем, как на такие нагрузки реагирует малыш. Если же подготовка затянулась до 6 лет, и в следующем году вы собираетесь отдать его в школу, то лучше всего отправить его на специализированные курсы подготовки. Педагоги и психологи смогут справиться с этой задачей в самые сжатые сроки и дадут вам рекомендации по домашнему обучению. Такие курсы существуют на базе многих школ, так что, планируя отдать свое чадо в школу, можно поинтересоваться, ведут ли они там подготовительные курсы. Так малыш привыкнет к школьной обстановке и усвоит знания, которые ему понадобятся в первом классе конкретно этой школы.

Как часто нужно заниматься?

Занятия должны проводиться ежедневно. Конечно, это не должны быть школьные нагрузки по 5-6 часов в день, но небольшие содержательные уроки по 15-20 минут. Постепенно длительность увеличивайте до 35-40 минут, следя за утомляемостью ребенка. Если у него уже нет сил делать упражнение, сделайте перерыв и дайте задание чуть полегче. Полезно использовать на занятиях песочные часы (или обычные, если малыш уже умеет в них ориентироваться), чтобы он научился чувствовать время и регулировать в соответствии с ним темп своей работы.

Обязательно составьте план занятий и старайтесь его придерживаться, корректируя темы по мере необходимости. Каждый урок должен начинаться с повторения предыдущего материала, упражнения и игры не должны быть постоянно однотипными, старайтесь их разнообразить. Подбирайте красочный стимульный материал, чтобы увлечь ребенка.

Какие предметы должны быть включены в программу?

Математика. Нужно научить малыша считать от 0 до 10 и от 10 до 0. Счет в прямом порядке желательно довести до 100. Ребенок должен уметь решать простые арифметические задачки, складывать и отнимать цифры в пределах 10, ориентироваться в понятиях больше/меньше. Счет необходим и в вопросах общего развития: ребенок должен знать, сколько существует времен года, месяцев, дней недели, времен суток.

Геометрия и рисование. Необходимо знать названия основных геометрических фигур и уметь их изобразить. Кроме того, малыш должен легко ориентироваться в пространстве и на листке бумаги: где лево, где право, где на листке правый верхний угол и т.д. Графические диктанты и копирование рисунка по клеточкам должны стать обязательной частью программы в этом разделе.

Русский язык. К этому предмету относится много важнейших аспектов развития: письменная речь, устная речь и чтение. К школе нужно знать алфавит, различать буквы и звуки, отличать гласные и согласные буквы, уметь выделять слоги в слове, уметь писать печатными буквами. Желательно в этом возрасте составлять стройный рассказ по картинке и знать наизусть несколько простых стихотворений.

Природоведение и окружающий мир. Это раздел самых общих сведений, в которых малыш должен:

  • Знать цвета и примеры к ним;
  • Знать названия животных и растений;
  • Отличать живое от неживого и их представителей друг от друга.;
  • Знать названия основных профессий, видов спорта, музыкальных инструментов, строительных инструментов, посуды, мебели и т.д.;
  • Знать даты и названия основных праздников.

Логика. К 6 годам необходимо ориентироваться в признаках предметов, различать и сравнивать предметы по ним, находить лишнее в группе объектов.

Моторика. К школе малыш должен владеть своими руками: крепко держать ручку и карандаш, уметь ими четко изображать задуманное, уметь работать с мелкими предметами (рисование, лепка, собирание конструкторов).

Есть ещё ряд общих вопросов, которые малыш обязательно должен знать, поступая в первый класс:

  • ФИО свое и родителей;
  • Свой адрес (включая страну и город);
  • День и месяц своего рождения.

Таким образом, заблаговременно собрав необходимые материалы и построив индивидуальную программу обучения, вы сможете самостоятельно подготовить малыша к поступлению в первый класс. Но курсы подготовки на базе будущей школы никогда не будут лишними.