Летающие автомобили: История мечты

Мы живем в переломное для автомобилестроения время, прямо на наших глазах решается будущее всей отрасли. И если с какими-то новшествами (электромобили, беспилотные машины) индустрия уже смирилась, то какие-то еще должны доказать свою состоятельность.

Летающие автомобили разрабатываются уже много лет и это далеко не плод фантазии футурологов и фантастов: рабочих прототипов достаточно много. Летом 2018 года сразу несколько крупных компаний показали свои разработки, в их числе Rolls Royce и компания BlackFly, которая, как выяснилось, принадлежит основателю Google Ларри Пейджу. Игнорировать тренд уже невозможно. Но с чего все началось?

Наверняка, мысли о летающем автомобиле впервые посетили человечество сразу же после того, как братья Райт подняли в воздух свой первый летательный аппарат, оснащенный двигателем - «Флайер-1». Произошло это в декабре 1903 года. Одна мечта стала реальностью, вторая - мечта о доступном персональном летательном аппарате, на котором можно еще и ездить по земле, - родилась.

Первый известный проект летающего автомобиля был представлен в 1917 году инженером по имени Гленн Кертис.

Его аппарат, сочетающий в себе дизайн машины и самолета, назывался Curtiss Autoplane. В нем угадывается корпус фордовского Model T, оснащенный крыльями и винтом. Управляться крылья должны были, как и положено автомобилю, рулем. Его представили на «Первой пан-американской выставке воздухоплавания», где в брошюрах автомобиль называли «летающим лимузином».

Одного взгляда на машину достаточно, чтобы понять, что в воздух она никогда не поднималась. После пары неудачных тестов, на которых автомобиль лишь подпрыгивал, Кертис оставил проект и занялся самолетами. И не прогадал - его компания Curtiss Aeroplane and Motor Company стала одной из первых крупных на рынке, а позже слилась с корпорацией братьев Райт. Curtiss-Wright Corporation существует до сих пор.

В последующие 20 лет мечта о летающем автомобиле подутихла, но не умерла. Свои проекты пытались произвести даже такие гиганты как Генри Форд, правда у него в итоге получился скорее одноместный мини-самолет, чем автомобиль.

Проект реализовывать не стали, но сам Форд до конца своей жизни верил в то, что летающие автомобили - будущее индустрии, ему принадлежат знаменитая фраза: «Запомните мои слова: комбинация автомобиля и аэроплана будет создана. Можете улыбаться сейчас, но это обязательно произойдет». И это произошло. Уже в 1937 году.

Тогда изобретатель Вальдо Вотерман представил свой Waterman Arrowbile. «Стреломобиль» был создан из частей серийных машин и оснащен пропеллером. Крылья были съемные, сколько занимал процесс их монтажа - неизвестно. Но самое главное: машина действительно летала, и у нас даже сохранились документальные свидетельства!

Дальше дело, увы, не пошло. Всего было построено три «Стреломобиля», но инвесторов Вотерман найти так и не смог. Вскоре наступила Вторая Мировая Война, и на проекте пришлось поставить крест.

Похожая история уже после войны произошла с изобретателем Робертом Фултоном, создателем «Аэрофибии». Отличие от прочих проектов состояло в принципиально другом подходе: Фултон не собирался учить машину летать, он решил заставить самолет ездить.

Fulton Airphibian был вполне привычным самолетом со съемными крыльями и хвостовой секцией. Передний пропеллер убирался внутрь фюзеляжа. Благодаря этому получался немного неказистый, но автомобиль.

Успешный, казалось бы, проект пришлось оставить все по тем же причинам: инвесторы не верили в успех. Одну из «Аэрофибий» нследникам Фултона удалось восстановить в середине 1990-ых, сейчас она хранится в музее в США.

Следующим почти реализовавшимся проектом стал американский же ConvAirCar. И его, честно говоря, трудно назвать летающей машиной: скорее это был автомобиль, на который монтировался самолет. Или наоборот, как вам больше нравится.

Аппарат привлек внимание инвесторов, но уже на третьем тестовом полете разбился. Это и похоронило проект.

Во время холодной войны созданием летающей машины заинтересовались в американской армии. Плодом их сотрудничества с британскими инженерами стал проект Avrocar.

Как бы комично не выглядела эта летающая тарелка сегодня, когда-то на ее создание потратили серьезные деньги - 10 миллионов долларов. Это была первая из подобных конструкций, сделанная с использованием технологии вертикального взлета. Увы, но за годы разработки поднять тарелку выше полутора метров над землей так и не удалось. В 1961 году проект был закрыт.

Последная разработка, которую стоит упомянуть - Aerocar Молтона Тейлора, возможно, самый известный пример летающего автомобиля.

Отдельно стоит отметить маркетинговые способности Тейлора: он легко продвигал свою машину в прессу, катал на ней звезд, включая Мэрилин Монро и почти смог реализовать проект. Аэрокар даже получил сертификат Федерального управления гражданской авиации США и готовился стать серийным, но так и не смог набрать нужного количества предзаказов. До последнего времени это был проект, которому ближе всех удалось подобраться к реализации.

Безусловно, все перечисленные разработки являются лишь пионерскими, но пример этих конструкторов показывает, что летающая машина никогда не была только лишь мечтой. Рабочие прототипы существовали больше полувека назад. Дело оставалось за рынком.