«Эффект Тетриса» -

это синдром, когда человек слишком много играет в «Тетрис», а затем начинает видеть падающие блоки в жизни - и задумываться о том, как компактно совместить различные формы вокруг себя.

6 июня 1984 года началась история культовой игры «Тетрис». Эта популярная игра конца 1990-начала 2000-х годов до сих пор является классикой компьютерного досуга мирового уровня.

Наверняка, многие не понаслышке знают, что такое «тетрис». И, конечно, большая часть даже все еще помнит, как их пальцы изо дня в день давили кнопки этой игрушки, чтобы пройти следующий уровень.

А создал эту головоломку мало кому известный в то время советский программист Алексей Леонидович Пажитнов. Пажитнов в то время был сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР в Москве, где трудился над созданием искусственного интеллекта и программ распознавания речи.

Идея создания «Тетриса» посетила программиста во время игры в пентамино, которая состояла из пяти квадратов (пентомино – от греч. «пента» – пять) и ставила задачей правильно расположить в коробке геометрические фигуры.

Для начала Пажитнов написал программу, которая изменяла положение фигур, поворачивая их на 90 градусов относительно центра тяжести. В тот момент, как он вспоминал позже, он подумал, что в реальном времени это смотрелось бы потрясающе. Однако для того чтобы игра «шла» в реальном времени, требовались вычислительные ресурсы, которыми тогдашние микрокомпьютеры не обладали. И Пажитнов упростил головоломку, взяв фигуры, состоящие не из пяти, а из четырех квадратных элементов.

А. Пажитнов решил автоматизировать укладку пентамино в заданные фигурки. Но вычислительных мощностей оборудования того времени для вращения пентамино не хватало, тогда изобретатель сделал фигуры более простыми. А еще придумал основную «изюминку» игры – чтобы фигурки падали, а заполненные ряды исчезали. Тогда же родилось и название новой игры «Тетрис», которое произошло из слияния «тетрамино» (игры, где все фигурки состоят из четырёх сегментов) и «теннис» (любимого вида спорта Пажитнова).

Впервые компьютерная версия игры «Тетрис», написанная на компьютере «Электроника-60», была представлена Пажитновым своим коллегам 6 июня 1984 года.

Для ПК IBM игра была интегрирована 16-летним школьником Вадимом Герасимовым. Скопировав игрушку на дискеты, Алексей и его товарищи распространили её по своему НИИ.

Электронное устройство для игры в Тетрис знакомое нам всем появилось 18 июля 1985 года.

Игра стала стремительно распространяться по стране, а вскоре и по всему миру, завоёвывая всё больше поклонников, и, как следствие, появилось немало желающих выкупить права на эту игру. Не удивительно, что в последующие годы «Тетрис» был вовлечен во многие судебные битвы.

История патентования, лицензирования и проникновения тетриса за границы Советского союза является тёмной и запутанной.

По одной из версий, Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, первым попытался приобрести права на игру у самого Алексея Пажитнова. Одновременно с ним Microsoft и Spectrum Holobyte выпустили на рынок первые иностранные версии тетриса. Игра завладела вниманием миллионов. Тогда советское начальство, наконец, поняло, что тетрис может приносить деньги, и свело Роберта Стейна с внешнеторговым объединением «Электроноргтехника». Советская компания достаточно быстро забыла про Пажитнова и продавала права на патент самостоятельно.

Финал этой истории, увы, вполне типичен для «перестроечных» событий. Расходясь в точных оценках, большинство аналитиков сходятся в том, что с 1989 года было продано свыше 30 млн экземпляров Game Boy Tetris. Алексею Пажитнову это, однако, не приносило никакого дохода, пока он в 1991 году не перебрался в США, где в 1996 году основал компанию Tetris. Только после этого доходы от продажи лицензии на игру частично стали попадать на счёт разработчика.

В наше время существует большое количество вариантов «Тетриса», которые могут даже и называться по-другому. И, пожалуй, нет в мире человека, среди владельцев компьютера или сотового телефона, который хотя бы раз не играл в подобные игрушки.

Помни! - Минутка безысходности: ты никогда не сможешь пройти эту игру до конца и победить в ней, даже если будешь играть сутками напролет. Разработчики сделали так, чтобы через две недели непрерывной игры счетчик обнулялся.

Интересные факты о тетрисе