МР-654. Мой опыт общения


При­мер­но в фе­в­ра­ле 2003 г. я ку­пил быв­ший в упо­треб­ле­нии пнев­ма­ти­че­с­кий пи­с­то­лет МР-654. Я дав­но хо­тел его при­об­ре­с­ти, но у ме­ня уже бы­ло три дру­гих пи­с­то­ле­та и тра­тить две-три ты­ся­чи руб­лей на та­кой не­се­рь­ез­ный, по мо­е­му мне­нию, пи­с­то­лет мне не хо­те­лось. А тут под­вер­ну­лась воз­мож­ность его при­об­ре­с­ти за очень уме­рен­ную сум­му. Сам пи­с­то­лет был в край­не пла­чев­ном со­сто­я­нии - тя­же­лый спуск (без взве­ден­но­го кур­ка нель­зя бы­ло вы­ст­ре­лить), от­сут­ст­во­вал пре­до­хра­ни­тель и бо­ек, ма­га­зин не дер­жал газ бал­лон­чи­ка. Внеш­ний вид об­шар­пан­ный со ско­ла­ми, мно­гие де­та­ли вну­т­ри по­кры­ты ржав­чи­ной. Я по­на­ча­лу да­же ду­мал по­да­рить его пле­мян­ни­ку как ма­кет. На­деж­ды до­ве­с­ти до ра­бо­че­го со­сто­я­ния поч­ти не бы­ло. Со вре­ме­нем бы­ли при­об­ре­те­ны бо­ек, пре­до­хра­ни­тель и рем ком­плект для ма­га­зи­на. На­чал­ся про­цесс при­ве­де­ния пи­с­то­ле­та в ра­бо­чее со­сто­я­ние. Вна­ча­ле я ус­та­но­вил бо­ек с пре­до­хра­ни­те­лем. В ма­с­тер­ской мне объ­яс­ни­ли, как это де­лать. Это не за­ня­ло мно­го вре­ме­ни, толь­ко по­тре­бо­ва­лось про­чи­с­тить по­са­доч­ное от­вер­стие в ко­жух-за­тво­ре под ось пре­до­хра­ни­те­ля. Ни­же на ри­сун­ках по­ка­зан про­цесс ус­та­нов­ки этих де­та­лей.

С тыль­ной сто­ро­ны ус­та­но­вить бо­ек в ко­жух-за­твор и раз­вер­нуть его как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Ес­ли смо­т­реть на за­твор сза­ди, то про­точ­ка бой­ка долж­на быть на­прав­ле­на с 6 до 9 ве­че­ра.

В вы­рез в ко­жух-за­тво­ре вста­вить со­от­вет­ст­ву­ю­щей ча­с­тью пре­до­хра­ни­тель до вхож­де­ния оси пре­до­хра­ни­те­ля в по­са­доч­ное от­вер­стие в ко­жух-за­тво­ре. При этом на­до сле­дить, что­бы бо­ек не вы­пал и не из­ме­нил свое по­ло­же­ние от­но­си­тель­но ко­жух-за­тво­ра. По­вер­нуть пре­до­хра­ни­тель про­тив ча­со­вой стрел­ки до щелч­ка. Ко­жух-за­твор со­бран.

По­сле это­го пи­с­то­лет был ра­зо­бран, тща­тель­но вы­мо­чен в мас­ле и по воз­мож­но­с­ти очи­щен от ржав­чи­ны. Спуск пи­с­то­ле­та сра­зу улуч­шил­ся. Его я так­же раз­ра­ба­ты­вал на­су­хо, до мас­ля­ной ван­ны.
За­тем при­шло вре­мя по­чин­ки ма­га­зи­на. Зна­ю­щие лю­ди ска­за­ли мне, что его от­ре­мон­ти­ро­вать прак­ти­че­с­ки не­воз­мож­но и пред­ло­жи­ли при­об­ре­с­ти но­вый. Эта идея ме­ня ма­ло об­ра­до­ва­ла, тем бо­лее ремком­плект я уже при­об­рел. Ма­га­зин был вна­ча­ле пол­но­стью ра­зо­бран, про­мыт в мас­ле, очи­щен от ржав­чи­ны и на­су­хо вы­терт. Раз­бор­ка ма­га­зи­на на­чи­на­ет­ся с от­кру­чи­ва­ния гор­ло­ви­ны под бал­лон­чик СО2. Здесь на­до сле­дить, что­бы не вы­ле­те­ли мел­кие де­та­ли ма­га­зи­на, а так­же по­да­ва­тель ша­ри­ков и пру­жи­на по­да­ва­те­ля. За­тем от­кру­чи­ва­ет­ся сед­ло кла­па­на. Опять на­до об­ра­тить вни­ма­ние на мел­кие де­та­ли (шай­бу и про­клад­ку) и дру­гую пру­жи­ну. Про­клад­ки, ес­ли не уве­ре­ны в их ка­че­ст­ве, луч­ше ме­нять все сра­зу. Не за­будь­те о про­клад­ке с ка­зен­ной ча­с­ти ство­ла. Но про­клад­ку сед­ла кла­па­на луч­ше не тро­гать. По не­зна­нию я ре­шил ее то­же по­ме­нять. С тру­дом уда­лив ее при по­мо­щи бу­лав­ки, я по­ста­вил не­род­ную про­клад­ку. Од­на­ко по­сле сбор­ки при ис­пы­та­нии ма­га­зи­на вы­ле­те­ла цен­т­раль­ная часть сед­ла кла­па­на. Ее я раз­валь­це­вал в сед­ле кла­па­на с по­мо­щью кер­на. Уда­ры по кер­ну сле­ду­ет на­но­сить до­ста­точ­но силь­но. При этом на­до сле­дить, что­бы цен­т­раль­ная часть не пе­ре­ме­ща­лась при уда­рах от­но­си­тель­но сед­ла кла­па­на. Но ис­поль­зо­ва­ние не­род­ной про­клад­ки да­ва­ло знать вся­кий раз при за­ме­не бал­лон­чи­ка. При­хо­ди­лось сни­мать сед­ло кла­па­на и по­прав­лять вы­ле­та­ю­щую про­клад­ку. В ито­ге я ку­пил но­вое сед­ло кла­па­на. По­это­му, ес­ли при­дет­ся ме­нять про­клад­ку сед­ла кла­па­на, ку­пи­те род­ную . В Моск­ве ее мож­но най­ти в магазине "Ко­ро­бей­ник", рас­по­ло­жен­ном на ули­це Онеж­ской, 19.


Хо­чу об­ра­тить вни­ма­ние на сбор­ку верх­ней ча­с­ти ма­га­зи­на. Для сбор­ки возь­ми­те спе­ци­аль­ную или обыч­ную шли­це­вую от­верт­ку, а так­же ши­ло или гвоз­дик (не бо­лее 2,5x60). В верх­нюю часть (кла­пан) ма­га­зи­на по­ме­ща­е­те про­клад­ку, за­тем сталь­ную шай­бу и про­ве­ря­е­те пра­виль­ность их ук­лад­ки. Ши­ло или гвоздь встав­ля­е­те в вы­ход­ное от­вер­стие для ша­ри­ков ВВ.
При этом не­об­хо­ди­мо про­ве­рять, что­бы про­клад­ка и шай­ба не из­ме­ни­ли по­ло­же­ние. Со­би­ра­е­те сед­ло кла­па­на, шток и пру­жи­ну кла­па­на, и в сбо­ре по­ме­ща­е­те в кла­пан ма­га­зи­на. Ши­ло или гвоздь долж­но по­пасть в от­вер­стие вну­т­ри што­ка, оно бу­дет на­прав­ля­ю­щей для што­ка. Шай­ба и про­клад­ка вну­т­ри кла­па­на ма­га­зи­на по­сле­до­ва­тель­но на­де­ва­ют­ся на шток, сжи­мая при этом пру­жи­ну. Од­но­вре­мен­но сед­ло от­верт­кой ввер­ты­ва­ет­ся в кла­пан. За­тем вы­ни­ма­е­те ши­ло и до упо­ра за­во­ра­чи­ва­е­те сед­ло кла­па­на. Сбор­ка за­кон­че­на.
Не­смо­т­ря на по­вы­шен­ную ус­лож­нен­ность ма­га­зи­на и во­пре­ки со­ве­там лю­дей, по­сле дан­но­го ком­плек­са ре­монт­ных ме­ро­при­я­тий пи­с­то­лет стре­ля­ет не ху­же но­вых мо­де­лей. На мой взгляд МР-654 бо­лее ре­мон­то­при­го­ден, чем им­порт­ные ви­ды пнев­ма­ти­че­с­ких пи­с­то­ле­тов.
По­зд­нее для ма­га­зи­на был куп­лен по­тай­ной винт для на­ка­лы­ва­ния бал­лон­чи­ка СО2 вме­с­то штат­но­го с ан­таб­кой.
У дан­но­го вин­та есть как плю­сы, так и ми­ну­сы. Не­со­мнен­ным плю­сом яв­ля­ет­ся об­ла­го­ро­жен­ный внеш­ний вид. Пи­с­то­лет бо­лее по­хож на про­то­тип, по­сле за­ме­ны вин­тов вни­зу ру­ко­ят­ки ни­че­го не бол­та­ет­ся. Но для за­ме­ны бал­лон­чи­ка СО2 при­хо­дит­ся но­сить с со­бой спе­ци­аль­ную от­верт­ку. Так­же я за­ме­тил, при на­ка­лы­ва­нии бал­лон­чи­ка СО2 спу­с­ка­ет­ся часть га­за. Со штат­ным вин­том за­ме­на бал­лон­чи­ка СО2 бо­лее удоб­на. На мой взгляд, по­тай­ной винт бу­дет ин­те­ре­сен тем, ко­му ва­жен внеш­ний вид сво­е­го пи­с­то­ле­та. Но ес­ли под­ра­зу­ме­ва­ет­ся ча­с­тая сме­на бал­лон­чи­ка СО2, то луч­ше ус­та­но­вить под­жим­ной винт с ан­таб­кой.
Мож­но так­же сме­нить штат­ную чер­ную ру­ко­ят­ку на ко­рич­не­вую. Прав­да, я так и не ре­шил­ся на эту за­ме­ну, хо­тя уже и при­ме­рял на свой пи­с­то­лет. Сто­ить эта за­ме­на бу­дет око­ло по­лу­то­ра со­тен руб­лей (це­на ко­рич­не­вой на­клад­ки, ры­нок Extrim у ме­т­ро Реч­ной Вок­зал ), так что де­ло не в день­гах. Функ­ци­о­наль­но пи­с­то­лет ни­чуть не из­ме­нит­ся, а внеш­ний вид с чер­ной на­клад­кой мне нра­вит­ся да­же боль­ше. Так что дан­ная за­ме­на ис­клю­чи­тель­но на лю­би­те­ля.
В даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся за­нять­ся во­про­сом уси­ле­ния мощ­но­с­ти пи­с­то­ле­та. По­ка не ре­шил, бу­ду ли от­да­вать пи­с­то­лет в ма­с­тер­скую или по­про­бую сде­лать это сам. Един­ст­вен­ное, что я знаю, что дан­ный во­прос свя­зан с уси­ле­ни­ем бо­е­вой пру­жи­ны пи­с­то­ле­та. В со­вре­мен­ном же со­сто­я­нии мощ­ность мо­е­го МР-654 не­до­ста­точ­ная.
Су­ще­ст­ву­ет се­рь­ез­ное на­ре­ка­ние к ство­лу МР-654. За­зор меж­ду ша­ри­ком и ство­лом со­став­ля­ет поч­ти 0,5 мм, что так­же ос­лаб­ля­ет мощ­ность. Прав­да, воз­мож­но, это осо­бен­ность толь­ко мо­е­го об­раз­ца. В об­рат­ном слу­чае мне не­по­нят­на ло­ги­ка со­зда­те­лей. Хо­тя та­кой за­зор да­ет воз­мож­ность стре­лять пуль­ка­ми ти­па ДЦ. Стре­лять мож­но толь­ко по од­ной пуль­ке. Пуль­ка встав­ля­ет­ся в вы­ход­ное от­вер­стие ма­га­зи­на. По­сле вы­ст­ре­ла ма­га­зин из­вле­ка­ет­ся и за­ря­жа­ет­ся за­но­во. Пи­с­то­лет Дей­зи под ша­ри­ки ВВ та­кой ва­ри­ант стрель­бы не под­дер­жи­вал, ди­а­метр его ство­ла был мень­ше.
На­деж­ность МР-654, по мо­е­му мне­нию, на­хо­дит­ся на до­ста­точ­но вы­со­ком уров­не. Внеш­ний вид, ис­пол­не­ние из ста­ли, в от­ли­чие от си­лу­ми­но­во-пласт­мас­со­вых кон­ку­рен­тов, ре­монто­при­год­ность весь­ма при­вле­ка­тель­ны для по­тре­би­те­лей. Ког­да бе­решь его в ру­ки, то по­ни­ма­ешь, что это не иг­руш­ка, а пусть пнев­ма­ти­че­с­кое, но ору­жие. Впе­чат­ле­ние от мно­гих им­порт­ных пнев­ма­ти­че­с­ких пи­с­то­ле­тов в той же це­но­вой ка­те­го­рии со­вер­шен­но дру­гое. В них не чув­ст­ву­ет­ся ору­жие, ско­рее иг­руш­ки для под­ро­ст­ков, хо­тя пнев­ма­ти­ка при оп­ре­де­лен­ном сте­че­нии об­сто­я­тельств яв­ля­ет­ся до­ста­точ­но опас­ной и тре­бу­ет к се­бе со­от­вет­ст­ву­ю­ще­го от­но­ше­ния. Оте­че­ст­вен­ные пи­с­то­ле­ты в этом пла­не вы­гля­дят бо­лее сим­па­тич­но, но на­и­бо­лее бла­го­при­ят­но впе­чат­ле­ние от МР-654.


Ча­с­то встре­ча­ешь­ся с мне­ни­ем, что МР-654 мож­но ис­поль­зо­вать в ка­че­ст­ве ору­жия са­мо­за­щи­ты. Дей­ст­ви­тель­но, вид на­сто­я­ще­го пи­с­то­ле­та, осо­бен­но пе­ре­дер­ги­ва­ю­щий­ся за­твор, мо­жет от­пуг­нуть по­тен­ци­аль­но­го пре­ступ­ни­ка а сталь­ные ша­ри­ки при не­об­хо­ди­мо­с­ти спо­соб­ны на­не­с­ти оп­ре­де­лен­ный урон на­па­да­ю­ще­му. Од­на­ко хо­тел бы об­ра­тить вни­ма­ние на ог­ра­ни­чен­ную воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния МР-654 в зим­нее вре­мя (теп­лая одеж­да, ма­лая ки­не­ти­че­с­кая энер­гия ша­ри­ков). Так­же за­труд­ни­тель­но по­сто­ян­но дер­жать за­ря­жен­ный бал­лон­чик в пи­с­то­ле­те. Вме­с­те с тем, су­ще­ст­ву­ет ве­ро­ят­ность, что в нуж­ный мо­мент пи­с­то­лет про­сто не вы­ст­ре­лит из-за раз­ря­див­ше­го­ся бал­лон­чи­ка. При спор­тив­но-тре­ни­ро­воч­ной стрель­бе это гро­зит 3 мин за­держ­кой. В слу­чае же на­па­де­ния не­при­ят­но­с­тей бу­дет го­раз­до боль­ше. Так­же на­ше за­ко­но­да­тель­ст­во не при­вет­ст­ву­ет ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­ст­ве ору­жия са­мо­обо­ро­ны пнев­ма­ти­ки.
Ко­неч­но, при чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тель­ст­вах при край­ней не­об­хо­ди­мо­с­ти, на мой взгляд, МР-654 мож­но до­ста­точ­но эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать для са­мо­за­щи­ты, но в ос­нов­ном как пси­хо­ло­ги­че­с­кий фак­тор.
В за­клю­че­ние хо­те­лось бы вы­ра­зить не­ко­то­рые воз­ник­шие у ме­ня по­же­ла­ния со­зда­те­лям это­го пи­с­то­ле­та. По­сколь­ку дан­ный пи­с­то­лет по­зи­ци­о­ни­ру­ет­ся как рас­счи­тан­ный под ис­поль­зо­ва­ние толь­ко ша­ри­ков ВВ, то же­ла­тель­но умень­ше­ние за­зо­ра меж­ду ство­лом и ша­ри­ком. Так­же хо­чет­ся об­ра­тить вни­ма­ние на из­лиш­нюю слож­ность кон­ст­рук­ции ма­га­зи­на. Хо­тя идея сов­ме­ще­ния кли­па для ша­ри­ков и кла­па­на для бал­лон­чи­ка в од­но бы­с­т­ро­с­мен­ное ус­т­рой­ст­во мне ка­жет­ся ра­зум­ной. Под­жим­ной винт, на мой взгляд, луч­ше сде­лать в сле­ду­ю­щем ва­ри­ан­те, идею ко­то­ро­го я ви­дел у од­но­го им­порт­но­го пи­с­то­ле­та. Там по­сле под­кру­чи­ва­ния вин­та бал­лон­чик не про­ка­лы­ва­ет­ся. Про­ка­лы­ва­ние бал­лон­чи­ка про­ис­хо­дит при за­кры­ва­нии эле­мен­та вин­та, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го его за­кру­чи­ва­ние и сов­па­да­ю­ще­го по раз­ме­рам с до­ныш­ком ма­га­-зи­на.
На­де­юсь, что про­из­во­ди­те­ли за­ин­те­ре­су­ют­ся мо­и­ми пред­ло­же­ни­я­ми.

В це­лом я до сих пор не по­жа­лел, что при­об­рел этот пи­с­то­лет, и на­де­юсь, что и в даль­ней­шем он бу­дет до­став­лять мне ра­дость сво­ей бе­зот­каз­ной ра­бо­той.

Алмаз Мартыненко