Андрей Тарковский. Гордый путь отчаявшегося художника

07.04.2018

Нет кино авторского или не авторского его всегда делает режиссер. Разница только, сколько себя, своего Я, своего взгляда на мир, своей личности режиссер сумеет вложить в фильм. Тарковскому удавалась выразить через кино себя намного больше чем кому либо другому. Он рисовал полотна, а не снимал фильмы. Он был Художник, использующий инструмент кинематографии. Его жизнь это его фильмы.

Родился будущий гений киноискусства 4 апреля 1932 г. Его мать принадлежала к известному дворянскому роду. Отец известный поэт оставил семью, когда Андрею было 3 года. Они с матерью и младшей сестрой жили в Замоскворечье в тесной квартирке двухэтажного старого дома. В детстве он занимался музыкой и живописью. С начала войны он бросил школу и уехал с матерью из Москвы к родственникам на Волгу. Только в 1943 г. они вернулись обратно. Андрей не возобновил свои занятия музыкой, о чем жалел на протяжении всей жизни. Он вспоминал об этом времени так: «Это было тяжелое время. Мне не хватала отца. Жизнь была трудной во всех смыслах. И все таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером, - всем этим, я обязан матери». Уже став знаменитым, и живя в полученной от государства квартире у Курского вокзала, он регулярно приходил к ней.

Вот так вспоминает свидетель этих встреч. «Он приходил, всегда заранее созвонившись. С неизменным букетом роз. Шумные объятия, радостные восклицания были не приняты в этой семье. Чинно по правилам обрезались розы, ставились в воду. В этой паузе слышно было счастливое материнское урчанье-ворчанье. Безнадежная попытка вернуть сына. Андрей силился соответствовать моменту. Терпел шутливые поглаживания материнской руки по затылку». Она всю жизнь проработала корректором в типографии там же в Замоскворечье.

Он со школы выделялся из окружающих своей аристократичностью и нескрываемым чувством исключительности. Когда уже став режиссером и оказывавшийся в компании мэтров советского кино в каких-нибудь заграничных поездках, эта его индивидуальность и обособленность воспринималась как неуживчивость характера. А он был просто свободолюбивым.

По окончании школы в 1951 г. началось его искание своего места в жизни. Он поучился и в Институте востоковедения, и поработал в институте цветных металлов, и побывал в экспедиции в тайге. Именно в Сибири он укрепился в своем желании стать режиссером. По возвращению домой в 1954 г. он поступает во ВГИК. На вступительных экзаменах, на вопрос М.И. Ромма: «Почему Вы решили стать режиссером?» Тарковский ответил: «Когда я смотрю хороший фильм мне всегда обидно, что я не имею к этому отношения». Он учился на курсе вместе с Кончаловским, Шукшиным, Климовым и другими будущими знаменитостями. Правда, приемная комиссия уговаривала Ромма не брать Тарковского и Шукшина – «пижона» и «бандита», но Ромм рассудил по-своему. И не прогадал.

С первых своих работ Тарковский проявил свой индивидуальный стиль. Его курсовые работы заслуживали высоких оценок преподавателей, а дипломная была сразу отмечена и мировыми кинематографистами. В те годы одним из ближайших друзей Тарковского был Кончаловский. Они писали вместе сценарии, снимали фильмы, ходили на просмотры. Любопытна история возникновения одного из самых знаменитых фильмов Тарковского «Андрей Рублев». Василий Ливанов, замечательный актер и режиссер мечтал сыграть великого иконописца Рублева. Он даже имел наброски к этой работе. Своей идеей он поделился с Кончаловским. Он и предположить не мог, что когда Кончаловский и Тарковский напишут сценарий, о нем даже не вспомнят. По этому поводу даже в ресторане Дома литераторов произошла драчка между Тарковским и Ливановым.

В 1966 г. когда картина была закончена, вокруг нее разгорелись страсти. Чиновники не хотели понимать, и на уровне ЦК партии был наложен запрет. В картину были внесены большие цензурные правки и изменено название. Первоначально фильм назывался «Страсти по Андрею». А, право на фильм было продано французской компании, которая показала его вне конкурса на Канском кинофестивале, где он удостоился приза. И только через несколько лет чиновники выпустили фильм на экран с резолюцией - «дать широкую рекламу, продать за границу как можно шире. Это политически выгодно». Вообще первые фильмы Тарковского не попадали на широкий экран. Их показывали в детские сеансы (утром и днем). Тарковский потом рассказывал, что каждый из этих фильмов он снимал с чувством страха, что если фильм у него не получится, то не будет надежды на следующую постановку. Только через пять лет после Рублева Тарковскому дали снимать «Солярис». Когда ему дали прочитать сценарий он не знал, что он оследний из режиссеров которому предложили этот фильм. Никто не брался. Было истрачено уже половина бюджета. Но он взялся. Переписал сценарий. Долго искал форму, как переплавить фантастический рассказ Лемма в кинематографическую форму. И только после того как придумал форму снов героя, взялся за работу.

Через год после выхода «Соляриса» Тарковский стал снимать исповедальный фильм «Зеркало». В своей книге он писал. «Еще за несколько лет до того, как я взялся за фильм Зеркало я просто решил изложить терзавшие меня воспоминания детства на бумаге, еще даже не помышляя о фильме. Но так и не написал эти воспоминания». Этот исповедальный фильм почти не получил проката в стране. Его не поняли не только чиновники, не давшие ему выйти на большой экран, но многие зрители, сумевшие его посмотреть. Тарковский получал большое количество писем с диаметрально противоположной оценкой своей работы. От восхищения до осуждения. В этот период отчаяние до такой степени захлестнуло его, что он уже обдумывал решение бросить заниматься кинематографом. Позже в своих воспоминаниях он объяснил, почему эти письма удержали его от такого решения. «Мне показалось, тогда, что я не имею право на столь решительный шаг. Так как, если существуют зрители, способные к такой откровенности и чистосердечию, нуждающиеся по-настоящему в моих фильмах, то я обязан продолжать свою работу, что бы мне это ни стоило».

Его аристократическая натура. Его самостоятельное виденье мира. Его нестандартные для массового потребителя фильмы. Его постоянная конфронтация с властью. Его ощущения унижения. Вся его жизнь это был путь гения по Сартру – гениальность не дар, а путь, выбираемый в отчаянных обстоятельствах.

В 50 летнем возрасте Тарковский, снимая советско-итальянский фильм «Ностальгия» решил остаться на западе. Фильм получил несколько призов на Канском фестивале. А его письма чиновникам от кино, Андропову, возглавлявшему тогда страну, в ЦК партии с просьбой разрешить сыну с тещей выехать к нему с женой, остались, не услышаны. Письмо Андропову начиналось с рассказа о работе над фильмом «Ностальгия» - «Надеюсь, что советский зритель оценит наши усилия передать в нем тоску по России, невозможность творчества вне ее, передать в нем искреннее чувство вечной и святой зависимости от Родины» А заканчивалось признанием, разрешить сложившуюся ситуацию без обострений: «Мне бы не хотелось, чтобы мое пребывание здесь было ложно истолковано местными журналистами или стало причиной любого рода неприятностей в адрес Советского Союза и моего правительства». Советское правительство не разрешило выехать к Тарковскому его родне, и через год он сделал официальное заявление о своем решении не возвращаться. Его фильмы были запрещены к показу в СССР, прекратились упоминания в прессе, зато Флоренция подарила ему квартиру.

Только в 1986 г., когда у Тарковского был обнаружен рак легких, сыну разрешили прилететь к отцу. Тарковский умер в Париже 29 декабря 1986 г. оставив после себя 7 фильмов, составивших гордость российского кинематографа как настоящие полотна большого мастера.

калинчев.рф

Андрей Тарковский о силе искусства